Младшие школьники с нарушением письма принадлежат к категории учащихся, которые особенно нуждаются в коррекционно-логопедической помощи. При отсутствии специально организованной коррекционной работы не только создаются затруднения в процессе обучения, но и зачастую младшие школьники оказываются в числе неуспевающих по всем предметам. {LINKS}
Недостаточно разработанной является проблема диагностики и коррекции нарушения письма у детей младшего школьного возраста.
Методика исследования была составлена с учетом требования «Программы средней общеобразовательной школы, начальные классы (1-4-е классы одиннадцатилетней школы)». Это позволило отобрать необходимый материал и провести исследование в соответствии с возрастными возможностями младших школьников.
На первом этапе необходимо было выяснить уровень нарушений письма у детей младшего школьного возраста.
Экспериментальное исследование проводилось с сентября 2007 по март 2008 года на базе Третьяковской общеобразовательной средней школе, было обследовано 20 детей младшего школьного возраста 8-8,3 лет 2 А и Б класса.
Практическая работа предполагала проведение констатирующего, формирующего и контрольного этапа.
1 этап – Констатирующий, который позволил выявить: особенности нарушения письма у младших школьников. В него входят четыре обследуемых этапа.
Для выявления исследования были выбраны занятия, которые соответствовали целям и задачам нашей работы и дали возможность получить значимые результаты.
Схема обследования детей младшего школьного возраста с расстройствами письма включает следующие разделы.
Моторная операция процесса письма — воспроизведение с помощью движений руки зрительного образа буквы. Одновременно с движением руки осуществляется кинестетический контроль. По мере написания букв, слов кинестетический контроль подкрепляется зрительным контролем, чтением написанного. Процесс письма в норме осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и синтеза, сформированности лексико-грамматической стороны речи, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.
Исследование состояния ручной моторики
Первый этап состоит из упражнений.
Первый комплекс двигательных упражнений посвящен выявлению координаций движения рук, ног и глаза. Нами было выбрано 20 учащихся из разных классов 2 А и Б, см. Таблицу 1
Таблица 1 Обследования детей на ведущий «глаз, руку, ногу»
Имя Ф. |
кл. |
Ведущая рука |
Ведущая нога |
Ведущий глаз |
1.Екатерина П |
1 |
Прав. |
Прав. |
Прав. |
2.Василий Н. |
1 |
Прав. |
Прав. |
Прав. |
3.Светлана Л. |
2 |
Левая |
Левая |
Левый |
4.Андрей К. |
1 |
Левая |
Левая |
Левый |
5.Елена В. |
2 |
Прав. |
Прав. |
Прав. |
6.Анастасия М |
2 |
Прав. |
Прав. |
Прав. |
7.Стас Ю |
1 |
Левая |
Левая |
Левая |
8.Ульяна С |
2 |
Прав. |
Прав. |
Прав. |
9.Павел М |
1 |
Прав. |
Прав. |
Прав. |
10.Саша В. |
1 |
Левая |
Левая |
Левая |
11.Данил Д. |
2 |
Прав. |
Прав. |
Прав. |
12.Максим П. |
1 |
Прав. |
Прав. |
Прав. |
13.Вика Б. |
2 |
Левая |
Левая |
Левая |
14. Диана А. |
2 |
Левая |
Левая |
Левая |
15.Алексей Т. |
1 |
Прав. |
Прав. |
Прав. |
16.Антон А. |
1 |
Прав. |
Прав. |
Прав. |
17.Артем Л. |
2 |
Прав. |
Прав. |
Прав. |
18.Влада В. |
2 |
Прав. |
Прав. |
Прав. |
19.Слава Л. |
1 |
Прав. |
Прав. |
Прав. |
20.Костя К. |
2 |
Прав. |
Прав. |
Прав. |
Великая педагогика:
Становление и развитие системы подготовки специалистов по социальной работе
в Беларуси
Социальная работа как профессиональная деятельность начала складываться в Республике Беларусь в 90-ые годы. Предпосылкой этому послужило введение в 1991 году должности социального работника. Первым учебным заведением, осуществившим набор на специальность «социальная работа» в 1991 году стал Минский ...
Характеристика связной речи и ее особенности
Каждый ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается ...
Описание диагностической работы по определению
уровней развития экспрессивной лексики старших дошкольников
Целью констатирубщего этапа педагогического эксперимента стало: выявление уровня развития экспрессивной лексики детей 6 г.ж. Обследование речи детей проводилось на базе дошкольного учреждения №14 г. Севастополя. В эксперименте принимали участие 2 группы дошкольников старшего возраста по 15 человек ...