Приходько В.В. указывает, что решение проблемы развития возможно, если человек обладает некоторыми приоритетными качествами. Он выделяет три группы таких качеств. В первую группу входят такие природные качества, как коммуникабельность (способность легко сходиться с людьми), эмпатичность (способность к сопереживанию), рефлективность (способность понять другого человека), красноречивость (способность воздействовать словом). Эти качества составляют матрицу природных дарований, обозначенных обобщенным понятием «умение нравиться людям». Во вторую группу входят характеристики личности как следствие ее образования и воспитания: нравственные ценности, психическое здоровье, владение набором человековедческих технологий, позволяющих осуществлять межличностное общение, упреждение и преодоление конфликтных ситуаций. К третьей группе следует отнести то, что связано с жизненным и профессиональным опытом личности. {LINKS}
Необходимо всестороннее психологическое сопровождение процесса развития человека, чтобы чувство уверенности в себе и окружающих служило основой стабильного, достойного самопроявления индивида. Личность нуждается в защищенности коллективом, ей требуется среда для проб и ошибок, то есть для приобретения собственного жизненного опыта, разные виды деятельности для самопознания и саморазвития. Чем больше незапрограммированных, нештатных ситуаций создаст педагог в деятельности школьника, тем больше возможности для саморазвития.
В тесной связи с психологическим развитием находится интеллектуальное и нравственное развитие ребенка. В работах ученых выделяется целостность развития человека, проявляющаяся в единстве физического, психического, интеллектуального и нравственного здоровья, в его знаниях и умениях организовывать свое совершенствование через выбор индивидуальных и коллективных форм занятий, что в целом содействует оптимизации работоспособности и творческого долголетия.
Крылатые слова К.Д. Ушинского о том, чтобы воспитывать человека во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях, приводятся во множестве книг по педагогике и известны каждому учителю. Имеет смысл сказать, почему для педагогической практики в первую очередь должно быть важно знание именно законов психической жизни, а не просто знание отдельных фактов или описаний тех или иных психических процессов или качеств человека.
Начнем с общеизвестного положения, что любая деятельность человека, может быть успешной только тогда, когда она сообразуется с законами природы и соответствует этим законам. Практика, которая противоречит законам природы, не считается с ними, не может быть успешной. Нельзя создать вечный двигатель, нельзя достичь скорости, превышающей скорости света, так как это противоречит законам природы.
Законы природы и общества раскрываются наукой и составляют то, что называется теорией. В соотношении практики и теории возможны разные варианты. В одних случаях практика явно опирается на уже познанные наукой и теоретически обоснованные законы, использует в своих целях. В других случаях практика сама интуитивно нащупывает законы, которые в явном виде еще не познаны наукой.
Интеллектуальный потенциал человека проявляется в его способности быстро и эффективно осваивать разнообразный материал, скорости обучения, способности абстрактно-логического понимания причинно-следственных связей, в умении адекватно использовать свои знания и опыт в решении сложных мыслительных задач и проблемных ситуаций.
Существенные сдвиги в интеллектуальном развитии ребенка возникают в школьном возрасте, когда его ведущей деятельностью становится учение, направленное на усвоение систем понятий по различным предметам. Эти сдвиги выражаются в познании все более глубоких свойств предметов, в формировании необходимых умений и навыков. Навыки и умения, как способы действий, всегда включены в конкретные виды деятельности.
Цели обучения детей в школе обычно формулируются в виде определенного их набора или перечня: дать ребенку необходимую сумму знаний, сформировать необходимые умения и навыки (читать, писать, писать сочинения и т.п.), развить его восприятие, память, мышление и способности, сформировать мировоззрение. Нельзя сказать, чтобы эти цели были определены неправильно. Каждая из них сама по себе в отдельности вполне разумна и правомерна. Но беда в том, что, взятые вместе, они образуют только некий эклектический конгломерат и не более того. Получается, что знания накапливаются как-то сами по себе, умения и навыки формируются где-то рядом с ними, а параллельно этому идут (или часто идут совсем в не должной мере) процессы развития мышления и способностей.
При определении развития интеллектуальных умений мы опираемся позицию М.Н. Скаткина, который считает, что “среди навыков и умений следует отличать такие, которые связаны непосредственно с осмыслением знаний (общелогические и рефлексивные), и такие, которые являются только условием, способствующим самостоятельному усвоению и приобретению знаний. Это умения учебной работы. К ним относят: конспектирование, аннотирование, рецензирование, работу со справочниками и т.д. Учитывая выше сказанное, следует признать, что общелогические и рефлексивные умения являются интеллектуальными умениями (рефлексия как особый вид мыслительной деятельности – аналитической), они связаны с осмыслением знаний.
Великая педагогика:
Способы формирования знаний у обучающихся о здоровом образе жизни
Режим дня необходимо соблюдать всем людям. Соблюдение режима дня помогает правильно распределить время. Детский педиатр Д.Т. Сургунов подчеркивал: «Режим – это правильное чередование периодов работы и отдыха, их продолжительность, рациональное распределение времени в течение дня, недели, месяца, го ...
Урок – ролевая игра
Одним из эффективных способов создания ситуации, способствующей говорению, является ролевая игра. Обучающие возможности заключаются в следующем: Ролевая игра – самая точная модель общения, т.к. в ней предполагается подражание естественной ситуации. Ролевая игра обладает большими возможностями мотив ...
Методика организации и проведения коррекции речи
дошкольников на музыкальных занятиях
Наша опытно-экспериментальная работа проводилась на базе ГУО «Ясли-сад» г.Ивье. В эксперименте приняло участие 10 детей 4-5 лет с общим речевым недоразвитием (III уровень), посещающих логопедическую группу. Опытно-экспериментальная работа включала в себя несколько этапов: констатирующий, собственно ...