В психологии многочисленными исследованиями показано, что изменение целей обучения, гарантии обученности неотделимы от изменения способов обучения, от изменения процессов в учебной деятельности. Оцениваемым становится не только результат и не только процесс его получения, но и соотнесение между ними. Если цель не достигается, то нужно найти причину этого недостижения, другими словами найти затруднения, которые привели к нему. Знания - результат усилий, организованных определенным образом в ходе учебного процесса через действия, в которые включаются знания. В ходе этих действий происходит овнутрение этих знаний. {LINKS}
Поэтому мы, наряду с другими авторами, рассматриваем рефлексию как особый вид аналитической деятельности, позволяющей индивиду конструировать новое, не имеющееся у него ранее знание, понимание; новые способы деятельности, ведущие к приобретению знаний. Рефлексия начинается с момента прекращения действования и перехода в особое (рефлексивное) отношение к действию. Затем осуществляются процессы: построения картины (знания) о происшедшем в действии, выявления причины затруднения и реконструкции ее появления, перестройки способа действия в зависимости от содержания причины затруднения. Завершается рефлексия возвратом в действие.
Таким образом, под интеллектуальным развитием мы понимаем формирование и совершенствование мыслительных операций и рефлексивных действий в их дифференцированной целостности.
Под нравственным развитием мы понимаем формирование ценностей, жизненных смыслов, системы отношений и приоритетов толерантности. Сознание, впитав в себя исторический опыт, знания и методы мышления, выработанные предшествующей историей, осваивает действительность, ставя при этом новые цели, создавая проекты, направляя всю практическую деятельность человека. Сознание формулируется деятельностью, чтобы в свою очередь влиять на эту деятельность, определяя и регулируя ее. Имеется в виду радикальная смена многих стереотипов:
человек не послушный исполнитель, живущий в системе запретов, а ответственная личность, способная перебирать, оптимизировать и генерировать варианты, принимать решения в условиях неопределенности;
человек не прагматик, для которого важна лишь сиюминутная польза, а духовная личность, осознающая приоритет культуры над прогрессом;
человек не индивидуалист, озабоченный проблемами собственного выживания и благополучия, а личность, открытая другим, их радостям и горестям;
человек не сторонний наблюдатель, а часть Природы (он либо погибнет вместе с ней в экологической катастрофе, либо найдет пути дальнейшей совместимой эволюции).
В настоящее время формируется новый подход в образовании (Макареня А.А., Кривых С.В., Иванов И.В., Бускина Е.В.), в основе которого лежит признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого ученика; основанный на глубоком знании человеческой природы (учет кризисов онтогенеза, возрастной физиологии и психологии, законов идентификации, самоутверждения, самореализации и саморазвития), на таком построении субъект-субъектных отношений, которые учитывают требования гуманистической концепции образования: толерантность, педагогическая поддержка, содеятельность и т.д. Подход, учитывающий когнитивные, перцептивные, креативные способности и возможности, обеспечивающий развитие всех сфер ребенка: физической, эмоциональной, интеллектуальной, духовно-нравственной, социальной и т.д. в соответствии с его задатками, интересами и желаниями, его индивидуальным темпом развития, сохраняя при этом здоровье школьника. Антропоэкологический подход к решению образовательных задач исходит из того, что человек есть высшая ценность и мера эффективности цивилизации как способа организации жизни людей и их сообщества («преуспевающее общество»).
Основная задача антропоэкологического подхода заключена в разыскивании закономерных связей между биологически запрограммированным развитием человека и всеми видами воздействий на него – целенаправленных и нецеленаправленных, преднамеренных и случайных, систематических и эпизодических.
Основное значение в нашей системе мы придаем социально-профессиональному развитию личности.
В жизненном и профессиональном самоопределении воспитанники детских домов и школ-интернатов испытывают значительные трудности, связанные с отсутствием опыта решения житейских проблем, которые другие дети получают в семье, наблюдая за тем, как поступают в подобных ситуациях их родители или окружающие.
Большинство выпускников учреждений для детей-сирот обладают особенностями, которые значительно осложняют их самостоятельную жизнь:
отсутствие опыта социальных контактов с людьми, в работе, в сфере обслуживания, здравоохранения и т.п.;
трудности общения – там, где требуется строить отношения;
несформированность потребности и способности трудиться;
иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, отношений вопросов собственности, экономики даже в сугубо личных, частных масштабах;
Великая педагогика:
Организационное строение педагогического коллектива
В социально-психологическом анализе коллектива выделяют формальную (официальную) и неформальную (неофициальную) организационные структуры. В этом случае под структурой понимаются относительно устойчивые взаимосвязи между членами коллектива. Формальная структура коллектива обусловлена официальным ра ...
Организация проектной деятельности учащихся на уроках иностранного языка
Использование метода проектов на уроках иностранного языка требует грамотного подхода и тщательной подготовки, как со стороны учащихся, так и со стороны педагога. Для того чтобы организовать проектную деятельность учащихся среднего школьного возраста, необходимо, во-первых, уточнить основные черты ...
Что включает в себя система действий учителя
Главное – это разработка модульной программы (тематическое планирование темы курса). Модульная программа состоит из комплексной дидактической цели (ДЦ), поставленной перед каждым модулем. Из комплексной ДЦ вытекает интегрирующая цель (ИДЦ). В свою очередь ИДЦ модуля может иметь частную дидактическу ...