- Что можно сказать про ёжика, какой он?
Актуализируется ряд слов-определений. Например:
- Ёжик догадался, что ему нужно сделать. Значит, он… какой? – Догадливый.
- А теперь скажем по-другому. Ёжик думал, думал и сообразил, как ему нужно {LINKS}
поступить. Значит, ёжик какой? – Сообразительный.
- Ёжик нашел выход из положения – "находчивый ёжик" и т.п.
Актуализируемые слова закрепляются путем повторения их по цепочке. Затем на вопрос "Что можно сказать о ёжике?" - Один-два ребёнка повторяют все указанные определения
III
период второго года обучения
Цель занятий:
обучение детей самостоятельному рассказыванию с элементами творчества.
1. Обучение составлять продолжение незаконченного рассказа без опоры на
наглядный материал.
2. Развитие умений ориентироваться в предложенном текстовом материале,
опираться на стержневые, исходные данные и существенные детали при составлении собственного рассказа.
3. Формирование навыков планирования рассказа (выбор сюжетного решения,
определение последовательности событий и др.).
4. Развитие творческих способностей детей в процессе самостоятельной речевой
деятельности.
5. Формирование грамматически правильной фразовой речи.
Обучение проводится на двух занятиях. Используется текст неоконченного рассказа Л.А. Пеньевской (в адаптированном варианте).
Текст рассказа
"Вася летом жил в деревне у бабушки
. Рядом с деревней был большой лес
. Вася очень любил гулять по лесу, собирать землянику,
слушать пение птиц.
Однажды он вышел рано утром
, пошел в лес и зашел очень далеко
. Место было незнакомое
. Вася понял, что заблудился
. Он сел отдохнуть под большую, ветвистую берёзу
и задумался. Как найти дорогу домой
? Направо вела чуть заметная тропинка
, но куда она идёт, Вася не знал. Прямо начинался спуск к реке
. А налево был густой лес.
Куда идти?"
Первое занятие
I. Организационная часть. Объяснение цели занятия.
II. Чтение текста. Текст незавершенного рассказа прочитывался дважды.
Повторное чтение проводится с использованием приёма дополнения детьми отдельных предложений (или их частей) нужными по смыслу словами и словосочетаниями (выделены в тексте).
III. Воспроизведение детьми содержания неоконченного рассказа по вопросам педагога:
- Где жил Вася летом?
- Что было рядом с деревней?
- Что любил делать Вася?
- Что случилось с ним однажды? (Что произошло однажды?) и т.д.
IV. Воспроизведение лексического материала текста рассказа по вопросам:
- Какой лес был рядом с деревней? Рядом с деревней…
- Когда Вася вышел из дома? Он вышел…
- Под какую берёзу сел отдыхать мальчик? Мальчик сел… и т.д.
При затруднениях в составлении развёрнутых ответов начало фразы даётся педагогом. Выделенные слова подчёркиваются интонационно.
Второе занятие
Организационная часть
. Детям даётся установка на придумывание своего продолжения рассказа.
Повторное чтение текста неоконченного рассказа.
Составление рассказов детьми.
Педагог предлагает детям несколько вариантов сюжетного решения окончания рассказа:
Вася встречает в лесу людей…
Влезает на дерево и видит…
Идёт по тропинке и находит…
Спускается к реке и идёт по берегу…
На этой основе дети составляют продолжение рассказа. используются вспомогательные вопросы. Проводится магнитофонная запись рассказов.
Анализ детских рассказов. Обращается внимание на особенности решения творческой задачи: придуманные ребёнком ситуации, введённые в действие персонаж и др. Отмечаются языковые особенности составленных рассказов: соблюдение грамматических норм речи, удачное использование средств образной выразительности и др. После этого детям можно предложить "пофантазировать" и придумать свои варианты развития сюжета рассказа (помимо предложенных педагогом).
Великая педагогика:
Особенности развития экспрессивной лексики детей в
дошкольном возрасте
Становление и развитие речи (словаря, грамматического строя, звуковой и интонационной стороны), умение создавать разные типы связного высказывания происходит в период дошкольного детства. Эти достижения ребенка так значительны, что можно говорить не только о формировании фонетики, лексики, граммати ...
Возрастные особенности младших школьников
Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится "общественным" субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. Вся система жизненных отношений ребенка, перестраивается и во мн ...
Значение, цели и задачи экологического воспитания детей
Экология как наука существует десятки лет. Не удивительно, что экология стала очень популярной в последние тридцать лет, когда во многих странах люди на себе почувствовали, что ухудшение состояния окружающей среды отрицательно влияет на здоровье людей и качество жизни. Это коснулось буквально всех ...