При проведении занятий ставились следующие задачи
:
- Закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации;
- Формирование навыков построения связных монологических высказываний;
- Развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний; {LINKS}
- Целенаправленное воздействие на активизацию ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мыслительных операций), тесно связанных с формированием устного речевого сообщения.
Коррекционная работа по формированию навыков рассказывания строилась с учётом тематического принципа обучения и на основе тесной взаимосвязи в работе логопеда и воспитателей логопедических групп. Большое внимание мы уделяли овладению детьми навыками планирования связных развёрнутых высказываний. Обучение на основе каждого текстового или картинного материала проводилось как минимум на двух учебных занятиях.
Приводим
примеры занятий по обучению составления рассказов детьми с ОНР
.
Занятия по серии картинок "Умный ёжик" (сюжет Н.Радлова)
I
период второго года обучения
Цель занятий:
обучение детей составлению связного рассказа по серии картинок, изображающих основные моменты сюжетного действия.
1. Развитие навыков анализа наглядно изображенного сюжета, умений воссоздавать сюжетную ситуацию на основе сопоставления содержания отдельных картинок;
2. Развитие фразовой речи детей, навыков составления распространенных ответов на вопросы; использование фраз из 3-6 слов при составлении рассказа и др.;
3. Формирование навыков словоизменения (в основном существительных);
4. Развитие воссоздающего и творческого воображения у детей;
5. Формирование и развитие связной речи в форме рассуждения.
Оборудование:
4 цветные картинки среднего формата, наборное полотно или демонстрационная доска.
Обучение рассказыванию по данной серии картинок проводится на двух занятиях.
Первое занятие
I. Организационная часть.
Подготовка детей к основной части задания. Узнавание предмета по его описанию. Детям предлагаются 2 загадки, связанные с содержанием картинок серии; упражнение на отгадывание загадок сопровождается дополнительными вопросами педагога.
Загадка о яблоке: "Круглое, румяное, я расту на ветке. Любят меня взрослые и маленькие дети".
Вопросы:
- Скажите, ребята, где растут яблоки?
- Как называется дерево, на котором растут яблоки? (при повторении вопроса: "Где растут яблоки?" - дается инструкция отвечать полным ответом. По цепочке повторяется словоформа "на яблоне".)
Загадка о ёжике: "под соснами, под ёлками бежит клубок с иголками".
Педагог: "Кто скажет, где живёт ёж?"
II. Разбор содержания картинок .
Педагог: "Ребята, сегодня мы будем рассматривать картинки, где изображен случай, который произошёл с одним ёжиком".
Проводится разбор содержания картин в вопросно-ответной форме.
Вопросы к картинкам.
1-я картинка
Что вы видите на этой картине?
Какие деревья здесь растут?
Как называется место, где растут яблони?
(при затруднении дается подсказка: "Это слово начинается со звука С").
Кто изображен на картинке?
При этом одновременно осуществляется дифференциация вопросов с вопросительными словами "кто" и "что".
Что делает ёжик? Что он делает с яблоками?
Актуализируются слова: "собирает", "сгребает", "куча", "кучка". В случае необходимости указанные слова воспроизводятся по подсказу начального слога.
Великая педагогика:
Понятие грамматики и её компонентов
Прежде всего, чтобы быть компетентным в данной теме, необходимо рассмотреть ряд понятий. Одним из основных является понятие грамматики. Согласно статье Ж.Л. Витлина "Современные проблемы обучения грамматике иностранных языков", ни один из аспектов обучения языкам не был на протяжении мног ...
Подбор соответствующего реквизита и технических средств
За годы существования группы для незрячих детей в 204 дошкольном учреждении постоянно накапливался реквизит для проведения подвижных игр. Сюда входят различные звучащие принадлежности, различные по осязанию поверхности, технические средства. К звучащим пособиям относятся: Специальные браслеты – пре ...
Проблемы изучения орфографии в начальной школе
«Мне могут сказать: истина – истинная наука о языке – недоступна детям; но, во-первых, истину всегда можно сделать доступной и удобопонятной – стоит только самому хорошенько понять ее, а во-вторых, это все равно что сказать: если детям не доступно, что 2х2= 4, то учите их, что 2х2=5, или так как тр ...