16– 13 - высокий уровень
12 – 9 - средний уровень
8 - 5 - ниже среднего
4 - 0 - низкий уровень
Подводя итоги экспериментальной работы в конце учебного года, мы отмечали, что, используя системный подход в обучении, специальное планирование раздела работы по развитию связной речи, использование наглядности, разнообразных, дополняющих друг друга приёмов, видов и форм обучения с учётом особенностей речевого и познавательного развития детей с ОНР, мы получили хороший результат. При проведении констатирующего эксперимента мы получили следующие данные: {LINKS}
высокий уровень - 0
средний уровень –3
ниже среднего – 5
низкий уровень – 2
Таблица, составленная по итогам проведенной работы в конце года, позволяет увидеть следующее:
высокий уровень -3
средний уровень – 6
ниже среднего – 1
низкий - 0
Как показал опыт нашей работы, введение в занятия по обучению рассказыванию различных заданий творческого характера значительно способствует развитию связной речи и творческих возможностей детей.
В ходе целенаправленного обучения дети в достаточной степени овладели языковыми средствами, на основе которых возможно построение связных, законченных высказываний. По-прежнему следует уделять формированию соответствующих грамматических обобщений и практическому усвоению (по образцу, наглядной опоре) лексических, грамматических компонентов фразы-высказывания, разных типов синтаксических конструкций. У детей были сформированы представления об основных элементах, лежащих в основе построения сообщения: адекватность содержания, последовательность, отражение причинно-следственной взаимосвязи событий и др. При обучении детей значительное место было отведено работе над пересказом, с постепенным усложнением структуры и языкового материала текста. Дети овладели навыками составления рассказа по наглядной опоре, рассказа по аналогии, т.е. тех видов монологических высказываний, которые наряду с пересказом составляют основу овладения знаниями в период начального обучения в школе.
Результаты эксперимента показали следующее
:
1. Чем раньше выявляются недостатки речевого развития ребенка, тем лучше заметен результат.
2. Занятия должны быть организованы в зоне ближайшего развития и в игровой форме.
3. Должен соблюдаться принцип последовательности и поэтапности.
4. Использование эстетической наглядности
5. Систематическая работа по расширению пассивного и активного словаря.
6. Составление рассказов по моделированному плану рассказа.
7. Заучивание стихотворений по опорным схемам.
Такая работа помогает не только обеспечить детям полноценное речевое общение, но и, в конечном счете, подготовить их к обучению в общеобразовательной или специальной школе.
По итогам исследования можно дать следующие рекомендации.
При проведении занятий по формированию связной речи перед логопедом стоят следующие задачи:
- продолжать закреплять и развивать навыки речевого общения, речевой коммуникации;
- работать над формированием навыков построения связных монологических высказываний;
- развивать навыки контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;
- целенаправленно воздействовать на активизацию психических процессов: восприятие, память, воображение, мыслительные процессы, тесно связанные с формированием устного речевого сообщения.
Осуществление указанных специальных задач связано с общими задачами познавательного развития детей нравственного и эстетического воспитания, творческого развития личности.
Работа по формированию связной грамматически правильной речи основывается на общих принципах логопедического воздействия
Великая педагогика:
Психолого-педагогические особенности формирования
познавательного интереса у младших школьников в процессе обучения
Обучение – самый важный и надёжный способ получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на всесторонне развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон), обучение имеет специфические качественные ...
Социальная работа как практическая реализация философии прав человека
Наряду с концепцией профессионализма, стержнем понятийной структуры социальной работы стала идея прав человека. Философия прав человека стала двигателем и обоснованием (особенно в ХХ вв.) многих политических и социальных реформ. Понятие «права человека» относительно молодое, оно возникает в Западно ...
Мотив как побуждающая сила деятельности
Рассматривая мотивацию человека как психологический феномен, ученые столкнулись со многими трудностями. Прежде всего возникла терминологическая неясность: одинаково и даже как синонимы употребляются термины. «Мотивация» используется даже охотнее, так как, понимая под ней процессы детерминации актив ...