В рижском специализированном детском дошкольном учреждении № 204 в 1990-1991 учебном году впервые открылась группа для незрячих и частичновидящих детей. Ее посещали 7 детей.
1. Оля Д. 5л. |
{LINKS} атрофия зрительных нервов, тотальная слепота. |
2. Дима Н.3г. |
ретролентальная фиброплазия, тотальная слепота. |
3. Саша К.4г. |
ретролентальная фиброплазия, тотальная слепота. |
4. Таня П.5л. |
ретролентальная фиброплазия, тотальная слепота. |
5. Янис Д.4г. |
ретролентальная фиброплазия, тотальная слепота. |
6. Нина Ф.3г. |
Ретролентальная фиброплазия, цереброастенический синдром, светоощущение. |
7. Оля М.3.г. |
ретролентальная фиброплазия, афакия после удаления врожденной катаракты, диффузное поражение коры головного мозга и базально-лобных систем, тотальная слепота. |
Имена детей изменены.
В группе работали 2 воспитателя и тифлопедагог. С детьми систематически проводились занятия по специальной программе, включающей как общеразвивающие, так и специальные занятия с учетом их тяжелой зрительной патологии. Группа работала 3 года. Трое воспитанников пошли учиться в специальную школу для незрячих, два ребенка переведены на домашний режим, еще два признаны нуждающимися в особом обучении. В 1992 году группа была расформирована по непонятным причинам.
Содержание и методы воспитания наших детей строились с учетом представлений о сущности психического развития, об особенностях и своеобразии становления психики ребенка с глубокими нарушениями зрения, а также ведущей роли обучения в психическом развитии человека. В работе учитывались принципы как общей дошкольной педагогики: единство воспитательного и образовательного процесса, учет возрастных возможностей, доступность материала, повторяемость и т.д., так и принципы коррекционной педагогики:
Принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии.
Принцип развивающего обучения и формирования зоны ближайшего развития.
Принцип учета соотношения первичного нарушения и вторичных отклонений.
Принцип коррекции и компенсации, требующий соответствия коррекционно-педагогических технологий и индивидуально-дифференцированного подхода к характеру нарушений у ребенка, их структуре и выраженности.
Вся коррекционно-развивающая программа была построена таким образом, чтобы обеспечить социальную направленность воспитания и социализацию ребенка, как конечную цель.
Методы обучения наших детей с глубокой патологией зрения применялись комплексные. Клинические: неврологическое обследование и наблюдение штатным нейрологом, нейропсихологическое – консультирующим детским психиатром-психологом. Психолого-педагогические методы: изучение истории развития ребенка, наблюдение, беседа, анализ продуктивной деятельности и т.д.
Содержание, принципы и методы работы с незрячими детьми были направлены на максимально возможную гармоничность личностного развития ребенка.
Великая педагогика:
Анализ результатов исследования представления
городских и сельских старшеклассников о семейной жизни
Данные, полученные с помощью методик, подвергались следующей статистической обработке: каждому индивидуальному значению по показателям “Городские/сельские старшеклассники" и “Представления о семейной жизни" присваивались ранговые значения. Наивысшему индивидуальному результату по показате ...
Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по проблеме развития
экспрессивной лексики детей средствами народной сказки
В конце эксперимента было проведено итоговое контрольное обследование детей. Цель обследования – выявить динамику эффективности проведенной работы по обогащению экспрессивной лексикой детей старшего дошкольного возраста в результате обучения на формирующем этапе эксперимента. Для обследования были ...
Взаимосвязь речевого развития и развития произвольного поведения у
дошкольников
Наиболее универсальной системой знаковых средств является речь. Поэтому центральной линией развития произвольного поведения у Л.С. Выготского является развитие речевого опосредования. Он пишет: «С помощью речи в сферу объектов, доступных для преобразования ребёнком, включается его собственное повед ...