Данные диаграммы наглядно дают понять, что уверенность в правильности своих суждений у студентов выше по профильному предмету, чем по общеобязательному. Оправданно ли оно? Суда по всему, что да: количество правильных ответов по русскому языку значительно больше, чем по психологии. Только испытуемый 16 в равной степени владеет материалом по разным предметам (равное количество правильных ответов – 12). Другие показатели уверенности в правильности суждений по русскому языку подтверждают положительную связь между уверенностью и действием. А именно: {LINKS}
Индекс абсолютной точности (показатель находится ближе к 0) показывает нам, что точность в суждениях по профильному предмету увеличилась, в сравнении с общеобязательным. За исключением испытуемого 16, показатели которого примерно равны: по психологии – 0,242, по русскому языку – 0,256.
Индекс погрешности:
1. Остался без изменений у испытуемого 11 (-0,08), небольшое снижение наблюдается у испытуемого 8 (с 0,14 по психологии до 0,12 по русскому языку).
2. Снизился у испытуемого 5 (с 0,41 по психологии до -0,04 по русскому языку). Таким образом, необоснованная уверенность сменилась адекватным сомнением. Снизилась переоценка собственных знаний и у испытуемого 12 (с 0,28 по психологии до 0,05 по русскому языку).
3. Мы видим увеличение индекса погрешности у испытуемого 16. Сомнение в собственных знаний по психологии (-0,17) сменилось переоценкой по русскому языку (0,215).
Значение индекса распознавания по русскому языку у испытуемых значительно изменилось и приблизилось к 1. Это говорит нам о том, что осознание правильности действия улучшилось.
Для проверки гипотезы относительно взаимосвязи между внешней мотивацией и уверенностью в суждениях, рассчитаем Т-критерий Вилкоксона. Т=0 при p < 0,05. Различия между показателями уверенности в знаниях по курсам «Педагогическая психология» и «Современный русский язык» значимы. Следовательно, гипотеза подтвердилась.
Таблица 6. Психолого-педагогические рекомендации
Разделы теста, по тематической принадлежности. |
Удельный вес правильных ответов к общему количеству вопросов по данной тематике. |
Предмет и история педагогической психологии |
39% |
Бихевиористический подход в психоло-гической теории обучения и воспитания |
33% |
Гуманистический подход в психоло-гической теории обучения и воспитания |
47% |
Деятельностный подход в психологи-ческой теории обучения и воспитания |
35% |
Когнитивный подход в психологичес-кой теории обучения и воспитания |
39% |
Мы видим, что испытуемые примерно в равной мере разбираются в материале, посвященному различным разделам педагогической психологии. Наиболее понятен им гуманистический подход в психологической теории обучения и воспитания (47%). Чтобы понять какие вопросы вызвали затруднения рассчитаем показатели удельного веса правильных ответов к общему количеству заданий по категориям:
1. Знание определений основных терминов – 13%;
2. Вопросы, направленные на проверку знания и понимания сущности выдвигаемой идеи – 15%;
3. Знание основных положений, изучаемых психологических теорий обучения и воспитания – 15%;
4. Знание и понимание идей, выдвигаемых различными учеными – 11%;
5. Вопросы, проверяющие знание фактов, которые требуют обычного запоминания (фамилии ученых, формулы, последовательности и др.) – 14%
Различные типы заданий в равной мере трудны при выполнении. Столь низкие показатели говорят нам о том, что знания студентов по курсу «Педагогическая психология» очень поверхностны. Причиной этому может быть:
малое количество аудиторных часов;
отсутствие внутренней мотивации в изучении (материал не интересен);
сложность и большой объем материала для самостоятельного изучения;
слабая внешняя мотивация (предмет не является профильным).
Великая педагогика:
Методика
организации и проведения подвижной игры
Методика проведения подвижной игры включает неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных на формирование личности ребенка, умелое педагогическое руководство ею. Особое значение имеет профессиональная подготовка воспитателя, педагогическая наблюдательност ...
Социально-педагогическая запущенность и дезадаптация детей-сирот
Рассматривая особенности развития ребенка, лишенного родительского попечительства необходимо учитывать, что дети, попавшие в детские дома, школы-интернаты, приюты, как правило, имеют очень непростые показатели в своем биографическом прошлом. В отношении многих из них можно говорить, что они являютс ...
Усвоение детьми различных групп слов
В рамках нашей темы существует еще одна проблема, которая связана с трудностями усвоения учащимися отдельных групп слов. Наблюдения за работой учителей начальных классов показывают, что на уроках русского языка, классного и внеклассного чтения уделяется недостаточное внимание работе с отвлеченными ...