Средний показатель уверенности
Он показывает средний процентный показатель уверенности в правильности суждений. Формула для вычисления приведена ниже:
Средний показатель уверенности = 1/N ∑ ci (4)
Где N – количество заданий, а ci – уверенность в суждениях. Таким образом, данный показатель дает представление, на сколько испытуемый среднем уверен в правильности своих ответов. Если произвести дополнительное действие: вычесть из среднего показателя уверенности – средний показатель правильных ответов, то мы выясним, на сколько данный испытуемый переоценивает свои знания, или наоборот, недооценивает. {LINKS}
Обработав тесты по курсам «Педагогической психологии» и «Современного русского языка», мы получили следующие первичные данные: уверенность в суждениях испытуемых по каждому вопросу и по всему тесту в целом (таблицы 2 и 3). Наглядно представить разницу в уверенности суждений (курс «Педагогическая психология») между испытуемыми мы можем с помощью диаграммы 1.
Мы видим, что наибольшую (более 50%) уверенность в собственных суждениях проявили испытуемые под номерами 2, 5, 6, 7, 8, 13, 14, 16, 17. Из них трое (исп. 2, 7, 13), чьи показатели близки к отметке 50%. Это говорит нам о том, что данные студенты в равной степени уверены как в правильности, так и в ложности своих суждений. Теперь сопоставим уверенность в суждениях с объективными показателями знаний – процент выполненных заданий.
Сравнительные данные диаграммы 2 говорят нам о том, что такая высокая уверенность в собственных суждениях у четырех вышеперечисленных испытуемых (исп. 5, 6, 8, 14) необоснованна. Для проверки гипотезы о взаимосвязи между уверенностью в знаниях и реальным знанием используем коэффициент Спирмана. R = 0,003 – следовательно, связь отсутствует, так как показатель близок к нулю. Можно сделать вывод, что четверо из испытуемых выполняли задания на уровне случайного ответа. Гипотеза не подтвердилась.
Обратим внимание на сводную таблицу 4. Средний процентный показатель очень чувствительный к колебаниям, поэтому посмотрим на индекс абсолютной точности, который оценит адекватность суждений студентов. Наиболее точны в своих суждения, на мой взгляд, испытуемые 9 и 18, так как их показатели близки к нулю. Если взглянуть на индекс погрешности, то мы увидим подтверждение информации, полученной от анализа индекса абсолютной точности. Дополнительно к этому индекс погрешности расскажет о направлении и величине отсутствия соответствия между уверенностью и действием. А именно:
1. Наиболее адекватны в своей оценке знаний испытуемые 4 (-0,03), 9 (-0,005) и 19 (0,02), так как их показатели ближе всех к нулю.
2. Существует группа студентов, которые значительно недооценивают свои знания: испытуемые 3 (-0,18), 10 (-0,3) и 16 (-0,17), так как их показатели наиболее близки к -1.
3. Существует группа студентов, которые значительно переоценивают свои знания: испытуемые 5 (0,41), 6 (0,37), 7 (0,34) и 14 (0,37), так как их показатели близки к 1.
Теперь посмотрим в сторону индекса распознавания, который расскажет нам о способности человека различать уверенность касательно верных пунктов и неверных. Заслуживают внимания показатели следующих групп испытуемых:
1. Показатели испытуемых 3 (0,1035) и 16 (0,1505) наиболее близки к 1, поэтому можно говорить о большей осознанности в правильности своих суждений.
2. Показатели испытуемых 1 (-0,2) и 5 (-0,3) наиболее близки к -1. поэтому можно сказать, что студенты проявляют большую уверенность в ложных суждениях, чем в истинных.
3. Показатели испытуемых 4 (0,0035) и 9 (-0,005) наиболее близки к 0, поэтому можно заключить, что у данных студентов уверенность, как в правильных, так и в неправильных ответах примерно одинакова. В первом случае со знаком плюс (перевес уверенности в правильных ответах), во втором – со знаком минус (перевес уверенности в неправильных ответах).
Проверим, существует ли связь между погрешностью и знанием испытуемых, используя коэффициент Спирмана. Мы имеем отрицательную связь, так как R = -0,46 при p < 0,05. Это говорит нам о том, что чем больше реально знает студент, тем больше он сомневается в собственных ответах. Гипотеза о взаимосвязи характеристики (погрешности) метакогнитивных суждений со знаниями подтвердилась.
В таблице 5 представлены данные и показатели уверенности в знаниях по курсам «Педагогической психологии» и «Современному русскому языку». Сравним уверенность в суждениях студентов по различным предметам (диаграмма 3).
Великая педагогика:
Педагогическое творчество
как фактор развития педагогических способностей
Основное содержание деятельности преподавателя включает в себя выполнение нескольких функций — обучающей, воспитывающей, организующей и исследовательской. Они воспринимаются в единстве, хотя у многих одни довлеют над другими. Педагогические цели часто побуждают к глубоким обобщениям и систематизаци ...
Современное состояние проблемы изучения нарушений
письма и их коррекции
Для обозначения нарушений письма используется понятие «дисграфия». Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма. Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, ...
Формирование количественных представлений у детей 5-го года жизни
посредством художественной литературы
Данный параграф работы будет рассмотрен на примере разработки математического занятия в детском саду. Занятие №1 Цель. Показать образование числа 10 и научить вести счет предметов в пределах 10, согласовывая числительные с существительными в роде и числе; упражнять в подборе предметов, равных по дл ...