Уверенность в знании у студентов с различной мотивацией и знаниями учебного материала

Педагогическая информация » Взаимосвязь мотивации учения и знания предметной области » Уверенность в знании у студентов с различной мотивацией и знаниями учебного материала

Страница 3

Средний показатель уверенности

Он показывает средний процентный показатель уверенности в правильности суждений. Формула для вычисления приведена ниже:

Средний показатель уверенности = 1/N ∑ ci (4)

Где N – количество заданий, а ci – уверенность в суждениях. Таким образом, данный показатель дает представление, на сколько испытуемый среднем уверен в правильности своих ответов. Если произвести дополнительное действие: вычесть из среднего показателя уверенности – средний показатель правильных ответов, то мы выясним, на сколько данный испытуемый переоценивает свои знания, или наоборот, недооценивает. {LINKS}

Обработав тесты по курсам «Педагогической психологии» и «Современного русского языка», мы получили следующие первичные данные: уверенность в суждениях испытуемых по каждому вопросу и по всему тесту в целом (таблицы 2 и 3). Наглядно представить разницу в уверенности суждений (курс «Педагогическая психология») между испытуемыми мы можем с помощью диаграммы 1.

Мы видим, что наибольшую (более 50%) уверенность в собственных суждениях проявили испытуемые под номерами 2, 5, 6, 7, 8, 13, 14, 16, 17. Из них трое (исп. 2, 7, 13), чьи показатели близки к отметке 50%. Это говорит нам о том, что данные студенты в равной степени уверены как в правильности, так и в ложности своих суждений. Теперь сопоставим уверенность в суждениях с объективными показателями знаний – процент выполненных заданий.

Сравнительные данные диаграммы 2 говорят нам о том, что такая высокая уверенность в собственных суждениях у четырех вышеперечисленных испытуемых (исп. 5, 6, 8, 14) необоснованна. Для проверки гипотезы о взаимосвязи между уверенностью в знаниях и реальным знанием используем коэффициент Спирмана. R = 0,003 – следовательно, связь отсутствует, так как показатель близок к нулю. Можно сделать вывод, что четверо из испытуемых выполняли задания на уровне случайного ответа. Гипотеза не подтвердилась.

Обратим внимание на сводную таблицу 4. Средний процентный показатель очень чувствительный к колебаниям, поэтому посмотрим на индекс абсолютной точности, который оценит адекватность суждений студентов. Наиболее точны в своих суждения, на мой взгляд, испытуемые 9 и 18, так как их показатели близки к нулю. Если взглянуть на индекс погрешности, то мы увидим подтверждение информации, полученной от анализа индекса абсолютной точности. Дополнительно к этому индекс погрешности расскажет о направлении и величине отсутствия соответствия между уверенностью и действием. А именно:

1. Наиболее адекватны в своей оценке знаний испытуемые 4 (-0,03), 9 (-0,005) и 19 (0,02), так как их показатели ближе всех к нулю.

2. Существует группа студентов, которые значительно недооценивают свои знания: испытуемые 3 (-0,18), 10 (-0,3) и 16 (-0,17), так как их показатели наиболее близки к -1.

3. Существует группа студентов, которые значительно переоценивают свои знания: испытуемые 5 (0,41), 6 (0,37), 7 (0,34) и 14 (0,37), так как их показатели близки к 1.

Теперь посмотрим в сторону индекса распознавания, который расскажет нам о способности человека различать уверенность касательно верных пунктов и неверных. Заслуживают внимания показатели следующих групп испытуемых:

1. Показатели испытуемых 3 (0,1035) и 16 (0,1505) наиболее близки к 1, поэтому можно говорить о большей осознанности в правильности своих суждений.

2. Показатели испытуемых 1 (-0,2) и 5 (-0,3) наиболее близки к -1. поэтому можно сказать, что студенты проявляют большую уверенность в ложных суждениях, чем в истинных.

3. Показатели испытуемых 4 (0,0035) и 9 (-0,005) наиболее близки к 0, поэтому можно заключить, что у данных студентов уверенность, как в правильных, так и в неправильных ответах примерно одинакова. В первом случае со знаком плюс (перевес уверенности в правильных ответах), во втором – со знаком минус (перевес уверенности в неправильных ответах).

Проверим, существует ли связь между погрешностью и знанием испытуемых, используя коэффициент Спирмана. Мы имеем отрицательную связь, так как R = -0,46 при p < 0,05. Это говорит нам о том, что чем больше реально знает студент, тем больше он сомневается в собственных ответах. Гипотеза о взаимосвязи характеристики (погрешности) метакогнитивных суждений со знаниями подтвердилась.

В таблице 5 представлены данные и показатели уверенности в знаниях по курсам «Педагогической психологии» и «Современному русскому языку». Сравним уверенность в суждениях студентов по различным предметам (диаграмма 3).

Страницы: 1 2 3 4 5

Великая педагогика:

Функционально-ролевой репертуар специалиста по социальной работе
Конкретизация деятельности специалиста по социальной работе вытекает из его основных функций. (по В.Г .Бочаровой, Е.И. Холостовой), которые раскрывают специфические особенности социальной работы как профессии. Диагностическая функция предполагает изучение социальным работником особенностей семьи, г ...

Психологические особенности младших школьников
«Человек, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, углубляет свой жизненный опыт и становится иным по психическому складу», - утверждал Б.В. Асафьев. «Ранее вовлечение детей (и не только особо одаренных) в творческую деятельность очень полезно для общего художественного разви ...

Восприятие и представление
В обыденной жизни слово «представление» употребляется в различных значениях. Оно может означать понимание, выра­жаемое, например, вопросом: «Ты представляешь себе, что ты натворил?», упо­требляться в значении знания о чем-то, например в высказывании «Я не пред­ставляю себе [не знаю], что это такое» ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru