Следует сказать, что социометрическое исследование, посредством социометрического эксперимента, который позволяет выделить коэффициент сплоченности коллектива и коэффициент удовлетворенности детей отношениями в этом коллективе, проводятся педагогом-психологом с детьми, только начиная со средней возрастной группы, ввиду психологических особенностей детей младшего дошкольного возраста и в связи с этим, низкой степенью валидности (точности) социометрического исследования. О характере межличностных отношений детей младшего дошкольного возраста можно судить лишь по наблюдениям за деятельностью детей в реальной ситуации, бесед и результатов проективной методики «Два домика», которая позволяет выявить социометрических статус ребенка. {LINKS}
Диаграмма 2.
Анализ сравнительные результаты исследования (Диаграмма 2) коэффициента сплоченности детского коллектива и коэффициента удовлетворенности отношениями в коллективе сверстников также позволяет сказать, что имеется положительная динамика в развитии этих коэффициентов, которые являются показателями развития детского коллектива, в целом, и коммуникативной компетентности каждого члена этого детского сообщества. Стоит отметить, что максимально возможный коэффициент сплоченности этого коллектива детей равен 4,3, а максимальный коэффициент удовлетворенности детей имеющимися отношениями равен 1(согласно интерпретации социометрических данных). Отсюда видно, что за обозначенный период обучения детей произошли качественные изменения коэффициентов:
Разница коэффициентов сплоченности детского коллектива с сентября по январь (средняя группа) составила 1,2, что составляет 12%.
Разница коэффициентов удовлетворенности детей их отношениями в детском коллективе за обозначенный период составила 0,2.
Анализ результатов проективной социометрической методики (Диаграмма 3) позволяет отметить, что в данной возрастной группе есть дети, имеющие разный социометрический статус:
Лидер – дети, получившие наибольшее количество (больше 4-х) положительных выборов - 3 человека, что составляет 15%.
Предпочитаемые – дети, получившие 1-2 положительных выбора – 8 человек , что составляет 40%.
Игнорируемые – дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (они как бы не замечены сверстниками) – 5 человек (25%).
Отвергаемые – дети, получившие в основном отрицательные выборы - 4 человека (20%).
Диаграмма 3.
Таким образом, результаты показывают, что работа по формированию навыков эффективного взаимодействия детей в процессе совместной деятельности в выделенных возрастных группах проводилась планово, целенаправленно и систематически.
Исходя из анализа психолого-педагогической литературы по обозначенной проблеме, анализа результатов констатирующей части исследования где были выделены «слабые» места в сформированности навыков межличностного взаимодействия детей в процессе разнообразной деятельности, характера и содержания, имеющихся в возрастной группе межличностных отношений были обозначены задачи формирующей работы:
Воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и потребности в общении; развитие чувства принадлежности к коллективу;
Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями; умений устанавливать контакт к окружающими людьми;
Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;
Развитие самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения; формирование доверия к собеседнику;
Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему пониманию в процессе общения; развитие навыков эффективного общения, необходимых при сосуществовании и выполнении функций, возложенных на каждого члена детского коллектива – развитие групповой слоченности.
Великая педагогика:
Особенности обучения чтению на старшем этапе обучения
Применение того, или иного вида чтения в обучении иностранному языку, зависит от целей и задач обучения, от этапа обучения и также, от возрастных особенностей учащихся. Исследователи А.К. Маркова и Н.И. Гальскова относят к старшему школьному возрасту 9 – 11 классы обучения (15-17 лет). Для повышени ...
Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей школьника
Прежде чем перейти к характеристике основных форм и методов работы учителей с родителями учащихся, необходимо остановиться на выявлении некоторых психолого-педагогических правил их взаимодействия и способах установления контактов с семьей. Первое правило:В основе работы школы и классного руководите ...
Категории физического воспитания
К числу наиболее «предметных» категорий физического воспитания следует отнести понятия, характеризующие те или иные стороны двигательной деятельности: понятия двигательных, физических (кондиционных) и координационных качеств и способностей. Опуская по вышеуказанной причине систему обоснования и док ...