Представление о себе, сложившееся в группе, отличается значительной устойчивостью. Если, к примеру, ребенку внушили в семье, что он самый умный, то это мнение о себе он сохраняет и в других сферах отношений: в школе, в кругу друзей. В конечном счете это не может не отразиться на выборе им профессии. Поэтому. Когда уровень самооценки личности и ее объективное положение не совпадают, возникают конфликтные ситуации, подчас довольно острые. Таких конфликтных ситуаций в жизни случается не мало. Например, сколько обид, разочарований бывает у тех молодых людей, способности которых, с их точки зрения, не были оценены приемными комиссиями учебных заведений, особенно учебных заведений искусства. {LINKS}
Таким образом, у школьника формируется профессиональная направленность.
Для выпускников школы возможны пути поступления в вуз, устройство на работу или одновременное сочетание того и другого.
Часто первоначальный выбор определяет всю последующую жизнь человека. Иногда принимают решения наперекор мнению окружающих. Это объясняется тем, что выбор профессии происходит в процессе активной, сознательной деятельности человека. Имеют значение его взгляды, установки на труд, на место в обществе, его жизненная позиция.
Выбор профессии определяется, прежде всего, социальными условиями жизни. В обществе, в котором один человек влияет на другого человека, выбор ограничен различными привилегиями. Трудящиеся не могут решать свою судьбу по своему желанию или склонностям, так как безработица, отсутствие средств к существованию, заставляют их браться подчас за работу, не соответствующую их склонностям. Также и с выбором профессиональной деятельности, родители могут влиять на выбор старшеклассника, и он будет поступать туда, куда скажут родители, хотя ему это может быть даже не интересно.
Социальная обусловленность выбора определяется потребностями общества в кадрах (престижностью профессий, влияние семьи, целенаправленностью школы, общественностью).
Престижность профессий: под влиянием социально-экономических факторов. Условиями, воздействующими на рост (падение) степени престижности профессий, являются: степень механизации труда, материальное обеспечение, интеллектуальное содержание, перспективность для повышения образования.
Исходя из всего вышесказанного и учитывая теорию Е.А. Климова, можно определить среду как окружающие человека общественные, духовные и материальные условия его существования и деятельности, влияющие на выбор подростком вида профессиональной деятельности. Следовательно, среда включает в себя:
Позицию старших членов семьи, которые обеспечивают материальное содержание старшеклассника и оказывают духовное влияние на формирование его личности, его вкусов и предпочтений. Рассмотрим конкретные проявления позиции старших членов семьи. Это, во-первых, личный пример родителей или кого-то из родственников. Авторитет родителей может подавлять желания ребенка и навязывать свою волю, заставлять ребенка идти по уже однажды пройденному родителями пути. Возможен вариант и когда успехи родителей и их любовь к совей профессиональной деятельность вдохновляет ребенка пойти по их стопам.
Необходимо учитывать доходы семьи, в случае, когда ребенок хочет, выбрать негосударственный вуз или не проходит по конкурсу на бюджетное обучение в государственное учебное заведение и собирается получать профессию, обучаясь на контрактной основе, будет ли возможность у родителей поддерживать его и оплачивать обучение? Если нет, то ребенку придется скорректировать свой выбор. И, конечно, влияние родителей проявляется в согласии и поддержке ребенка в его выборе или в осуждении и запрете.
Итак, мы видим, что родители влияют личным примером и авторитетом.
Большое значение играет материальное и социальное положение семьи.
Позиция друзей, которая выражается опять же в духовном влиянии и проявляется как:
Авторитетное мнение, совет.
Личный пример (сравнивая свои способности и способности своего друга, подросток считает, что если он (друг) поступил в этот Вуз, то и я потуплю, и не буду рисковать, поступая куда-то еще).
Великая педагогика:
Проектирование и программирование образования как ядро макроуправления
Управление образовательными системами предполагает последовательную реализацию функции проектирования и программирования образования, а также использование специальных инструментов регулирования функционирования и развития образовательных систем. К данным инструментам относятся, прежде всего, механ ...
Теоретическое обоснование психолого-педагогических условий развития
творческой активности детей подросткового возраста
Стимулирование творческой активности учащихся в процессе обучения осуществляется посредством определённых приёмов, средств и соответствующих условий, которые и создают предпосылки для проявления творчества. Под «условием» в психолого-педагогическом смысле следует понимать: Всё то, от чего зависит д ...
Предмет педагогики
Предметом педагогики как области научного познания является особая функция общества - воспитание. Поэтому педагогику можно назвать наукой о воспитании. Объектом исследования в педагогике является человек, развивающийся в результате воспитательных отношений. Предмет педагогики – определяющие развити ...