Факторы социальной среды влияющих профессиональное самоопределение

Педагогическая информация » Самоопределение старшеклассников » Факторы социальной среды влияющих профессиональное самоопределение

Страница 3

Представление о себе, сложившееся в группе, отличается значительной устойчивостью. Если, к примеру, ребенку внушили в семье, что он самый умный, то это мнение о себе он сохраняет и в других сферах отношений: в школе, в кругу друзей. В конечном счете это не может не отразиться на выборе им профессии. Поэтому. Когда уровень самооценки личности и ее объективное положение не совпадают, возникают конфликтные ситуации, подчас довольно острые. Таких конфликтных ситуаций в жизни случается не мало. Например, сколько обид, разочарований бывает у тех молодых людей, способности которых, с их точки зрения, не были оценены приемными комиссиями учебных заведений, особенно учебных заведений искусства. {LINKS}

Таким образом, у школьника формируется профессиональная направленность.

Для выпускников школы возможны пути поступления в вуз, устройство на работу или одновременное сочетание того и другого.

Часто первоначальный выбор определяет всю последующую жизнь человека. Иногда принимают решения наперекор мнению окружающих. Это объясняется тем, что выбор профессии происходит в процессе активной, сознательной деятельности человека. Имеют значение его взгляды, установки на труд, на место в обществе, его жизненная позиция.

Выбор профессии определяется, прежде всего, социальными условиями жизни. В обществе, в котором один человек влияет на другого человека, выбор ограничен различными привилегиями. Трудящиеся не могут решать свою судьбу по своему желанию или склонностям, так как безработица, отсутствие средств к существованию, заставляют их браться подчас за работу, не соответствующую их склонностям. Также и с выбором профессиональной деятельности, родители могут влиять на выбор старшеклассника, и он будет поступать туда, куда скажут родители, хотя ему это может быть даже не интересно.

Социальная обусловленность выбора определяется потребностями общества в кадрах (престижностью профессий, влияние семьи, целенаправленностью школы, общественностью).

Престижность профессий: под влиянием социально-экономических факторов. Условиями, воздействующими на рост (падение) степени престижности профессий, являются: степень механизации труда, материальное обеспечение, интеллектуальное содержание, перспективность для повышения образования.

Исходя из всего вышесказанного и учитывая теорию Е.А. Климова, можно определить среду как окружающие человека общественные, духовные и материальные условия его существования и деятельности, влияющие на выбор подростком вида профессиональной деятельности. Следовательно, среда включает в себя:

Позицию старших членов семьи, которые обеспечивают материальное содержание старшеклассника и оказывают духовное влияние на формирование его личности, его вкусов и предпочтений. Рассмотрим конкретные проявления позиции старших членов семьи. Это, во-первых, личный пример родителей или кого-то из родственников. Авторитет родителей может подавлять желания ребенка и навязывать свою волю, заставлять ребенка идти по уже однажды пройденному родителями пути. Возможен вариант и когда успехи родителей и их любовь к совей профессиональной деятельность вдохновляет ребенка пойти по их стопам.

Необходимо учитывать доходы семьи, в случае, когда ребенок хочет, выбрать негосударственный вуз или не проходит по конкурсу на бюджетное обучение в государственное учебное заведение и собирается получать профессию, обучаясь на контрактной основе, будет ли возможность у родителей поддерживать его и оплачивать обучение? Если нет, то ребенку придется скорректировать свой выбор. И, конечно, влияние родителей проявляется в согласии и поддержке ребенка в его выборе или в осуждении и запрете.

Итак, мы видим, что родители влияют личным примером и авторитетом.

Большое значение играет материальное и социальное положение семьи.

Позиция друзей, которая выражается опять же в духовном влиянии и проявляется как:

Авторитетное мнение, совет.

Личный пример (сравнивая свои способности и способности своего друга, подросток считает, что если он (друг) поступил в этот Вуз, то и я потуплю, и не буду рисковать, поступая куда-то еще).

Страницы: 1 2 3 4

Великая педагогика:

Изучение представления городских и сельских старшеклассников о семейной жизни
Для изучения представления городских и сельских старшеклассников о семейной жизни нами был проведен эксперимент, в котором принимали участие учащиеся 11 классов МОУ СОШ №31 города Ишима и МОУ СОШ с. Аромашево. Эксперимент проводился в кабинетах школьных психологов при их участии. Цель исследования: ...

Понятие и сущность психолого-социально-педагогической адаптации детей
Важнейшей частью социальной помощи детям является педагогическая составляющая, связанная с воспитанием и образованием ребенка, содействием в его развитии и успешной социализации. То есть деятельность, направленная на оказание социальной помощи детям, - это всегда социально-педагогическая деятельнос ...

Модели личностно-ориентированного подхода в обучении русскому языку
1. Модульное обучение и его элементы активно используются в практике преподавания русского языка. Модульное обучение базируется на деятельностном подходе к обучению: только то учебное содержание осознано и прочно усваивается учеником, которое становится предметом его активных действий. Модульное об ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru