Сформировать познавательный интерес к урокам истории у младших школьников, происходит при использование в учебном процессе методов и приемов способствующих этому.
Метод обучения – это упорядоченная деятельность педагога и учеников, направленная на достижение поставленной цели обучения. Под методами обучения понимают совокупность путей, способов решения задач образования. Поскольку обучение – деятельность совместная, то применительно к педагогу уместно говорить о методах преподавания. А по отношению к ученику – методах учения. Если же речь идет о совместной работе учителя и учеников, то здесь, несомненно, проявляются методы обучения. В составе методов обучения выделяются приемы. Прием – это элемент метода, его структурная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода. Методы реализуются через совокупность приемов, каждый из которых является отдельным действием. {LINKS}
На рисунке 1.2. отражены наиболее эффективные методы и приемы формирования познавательного интереса младших школьников к истории.
Рис.1.2. Методы и приемы формирования познавательного интереса у младших школьников к истории
Более подробно остановимся на некоторых из них: проблемный метод, учебное сотрудничество, дидактическая игра, эвристический метод.
Основная идея проблемного обучения состоит в том, что знания в значительной своей части не передаются учащимся в готовом виде, а приобретаются ими в процессе самостоятельной познавательной деятельности в условиях проблемной ситуации.
Рис.1.3. Этапы продуктивной познавательной деятельности
Психологической наукой установлена определенная последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации.
Познавательный интерес к учебному материалу, вызванный проблемной ситуацией, не у всех учащихся одинаков. Для усиления этого интереса учитель стремится создать на уроке повышенный эмоциональный настрой, применяя особые методические приемы эмоционального воздействия на учащихся перед проблемной ситуацией или в процессе её создания.
Раскрытие жизненной значимости учебной проблемы проводится на основе связи теоретических вопросов с жизнью, с известной учащимся действительностью. Интерес повышается с помощью создания проблемной ситуации.
Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной работы на творческо-поисковом уровне, и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровня познавательного интереса, - усвоение фактов, дат, имен.
Дидактическая игра - мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством игры гораздо активнее и быстрее происходит познавательный процесс, потому что, человеку по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем в обычной учебной деятельности.
Учебное сотрудничество, повышает интерес младших школьников. Учебное сотрудничество – это такое взаимодействие, в котором учитель:
создает ситуацию необходимости перестройки сложившихся у ребенка способов действия;
организует учебный материал таким образом, чтобы ребенок мог обнаружить причины своей неумелости, некомпетентности и указал их взрослому;
вступает и сотрудничает с учащимися только по его инициативе, по запросу о конкретной помощи (но делает все возможной чтобы такой запрос был сформулирован на языке содержания обучения).
Цель эвристического обучения является не передача ученикам опыта прошлого, а создание ими личного опыта и продукции, ориентированной на конструирование будущего в сопоставлении с известными культурно-историческими аналогами. Эвристическая деятельность, выполняемая школьниками в самых разных образовательных областях, вовсе не предполагала наличия у них предварительных умений действия по образцу.
Завершается деятельность результатом. Это - показатель развития знаний, умений личности. С результатом сопряжена оценка и самооценка личности, её статус в коллективе, среди близких. Все это оставляет большой след в развитии личности, ее потребностей, устремлений, её действий, умений и способностей.
В Таблице 1.2. раскрыто содержание приемов, способствующих повышению познавательного интереса младших школьников к истории.
Таблица 1.2. – Приемы формирования познавательного интереса
Название |
Описание приема |
Драматизация |
Сюжет расписан по ролям, в общение двух или нескольких человек раскрываются подробности общественной жизни, социальные конфликты общества. |
Описание |
Рассказ, где отображаются существенные черты, детали, признаки или состояния явлений материальной или духовной культуры. Может быть художественным или аналитическим. |
Персонификация |
Форма сюжетного повествования, в основе которой лежит история реального или чаще всего вымышленного человека, но его судьба, условия жизни, поступки показаны на фоне важных общественных событий и дают возможность понять типичные явления жизни общества. |
«Отсроченная отгадка» |
В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадку к которой (ключик к пониманию) будет открыта на уроке при работе над новым материалом. Загадку можно дать в конце урока, чтобы начать с неё следующие занятие. |
«Удивляй» |
Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. |
«Фантастическая добавка» |
Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой, например может переносить учебную ситуацию на фантастическую планету; изменять значение любого параметра, который обычно остается постоянным или имеет вполне определенное значение; придумать фантастическое растение или животное и рассмотреть его в реальном биоценозе; перенести реального или литературного героя во времени рассмотреть изучаемую ситуацию с необычной точки зрения, например глазами инопланетянина или древнего героя. |
Великая педагогика:
Нормативно-правовая база антинаркотической программы
1 июня 2003 года в России начал действовать Государственный комитет Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических веществ. Новое ведомство возглавляет Виктор Васильевич Черкесов – Генерал полиции (соответствует званию генерала армии). Заслуженный юрист Российской Федерации, имеет госуд ...
Анализ деятельности МБОУ – СОШ № 168 по воспитанию толерантности у младших
школьников
Общие сведения об образовательном учреждении: МБОУ – СОШ №168. Дата регистрации 1988 год. Юридический адрес: г. Екатеринбург, ул. С. – Дерябиной 27 А. Тип учреждения: образовательный. Уровень реализуемых образовательных программ: Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная ...
Содержание и методика работы по организации театрально-игровой деятельности
с дошкольниками
Театрализованная деятельность в детском саду способствует развитию воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического). Для того, чтобы успешно решать эти задачи желательно наличие педагога – руководителя детского теа ...