Пифагору принадлежит математическое объяснение основ гармонии. Он определил суть гармонии так: наиболее естественно воспринимаются ухом частоты, которые находятся между собой в простых числовых соотношениях 4:5:6.
Когда древнегреческие музыканты ввели пять дополнительных звуков, Пифагор взялся за решение практической задачи: как настроить инструмент, чтобы не увеличивать количество звуков в каждой октаве сверх двенадцати и в то же время дать возможность музыкантам свободнее переходить их тональности из лада в лад. Например: {LINKS}
музыкальное искусство межпредметная связь
Таблица №1
до |
ре |
ми |
фа |
соль |
ля |
си |
до |
192 |
216 |
240 |
256 |
288 |
320 |
360 |
384 |
192 |
216 |
243 |
256 |
288 |
324 |
364.5 |
384 |
Подставляем вместо единицы частоту 384 – правую границу октавы. Условно обозначим её «до» квинта «соль». Частота его - три вторых от 384,т.е. 576. И так далее, вплоть до «фа».
Влево от «до» квинта «фа». Частота две трети от 384-255.9. Квинта от «фа» - «си». Чистота две трети от 255.9 – 170.6. И так до «соль». Теперь этот ряд частот, который охватывает почти весь музыкальный диапазон, нам предстоит ввести в одну октаву, т.е. последовательным уменьшением или делением на два уложить или деления на два не улеглась в границы октавы, нужно ещё раз умножить или разделить её на два. После этих действий мы получим октаву, к которой пришел Пифагор.
Интервалы более или менее выровнялись, определились точные частоты дополнительных звуков. Музыканты, пользуясь теми же двенадцатью звуками в октаве, получили возможность переходить из тональности тональность гораздо свободнее. Пифагоров строй продержался более двух тысяч лет.
После прослушивания ряда примеров, учащимся были заданы следующие вопросы:
1. В каком случае более интересна и развитая мелодия? Есть ли она вообще?
2. Где более насыщенная и разнообразная аранжировка? Было предложено услышать голоса всех инструментов, и обратить внимание на технику игры инструментов и вокалистов, на отклонения и модуляции.
3. Определить, отличается ли чем-нибудь ритмическая основа этих произведений.
На одном из уроков ребятам была предложена транскрипция венгерской рапсодии Ф. Листа. В этот урок был включен дополнительный материал из физики. На примере струнных инструментов рассматриваем действия звуковых волн на органы слуха и пришли к выводу, что сама струна излучает громкости звука домбры, гитары, скрипки и другими струнными инструментами происходит потому, что струны передают энергию своих колебаний корпусу инструмента и заключенному к ней воздуху, вызывая вынужденные колебания.
Ещё один урок был выстроен по принципу контраста. На этом уроке были представлены разные по стилю произведения: С.В.Рахманинова и произведения современных композиторов из кинофильмов. Мы попытались ответить на вопрос: почему музыка современных композиторов в настоящее время не востребована и не современна, а музыка прошлых веков находит своё место в современной жизни?
Великая педагогика:
Совершенный человек как цель народного воспитания
Народный идеал совершенного человека следует рассматривать как суммарное, синтетическое представление о целях народного воспитания. Цель, в свою очередь, является концентрированным, конкретным выражением одной из сторон воспитания. Идеал - универсальное, более широкое явление, выражающее самую общу ...
Особенности работы по обучению рассказыванию детей дошкольного возраста с
ОНР
Методика работы по развитию связной речи дошкольников с ОНР освещена в ряде научных и научно-методических трудов по логопедии, таких как "Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни", Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. "Подготовка к школ ...
Теоретическое обоснование психолого-педагогических условий развития
творческой активности детей подросткового возраста
Стимулирование творческой активности учащихся в процессе обучения осуществляется посредством определённых приёмов, средств и соответствующих условий, которые и создают предпосылки для проявления творчества. Под «условием» в психолого-педагогическом смысле следует понимать: Всё то, от чего зависит д ...