Проблема формирования познавательного интереса младших школьников к истории является очень важной, потому что формируя познавательный интерес к истории учитель не только определяет успешное будущее ученика в среднем и старшем звене, но и формирует патриотизм. {LINKS}
На констатирующем этапе была поставлена цель: выявить современное состояние проблемы формирования познавательного интереса у младших школьников к истории.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать опыт учителей начальных классов по проблеме формирования познавательного интереса у младших школьников к истории.
2. Разработать показатели и критерии уровня сформированности познавательного интереса у младших школьников к истории.
3. Провести диагностику выявления уровня сформированности познавательного интереса у младших школьников к истории.
Изучение педагогического опыта учителей начальных классов по проблеме формирования познавательного интереса младшего школьника к истории осуществлялось по двум направлениям: изучение материалов на сайтах в Интернете и анкетирование учителей г.о. Тольятти.
Анализ материалов, размещенных на различных сайтах Интернета в период с 2005 по 2009 г. показал, что повысить познавательный интерес к истории необходимо, используя при работе нестандартные уроки, творческие и развивающие задания.
Так, Шарикова Н.И. (зав. УМК по истории) в своей статье «Методические рекомендации в помощь учителю, преподающему пропедевтический курс истории в начальной или средней школе» отмечает, что в начальной школе лучше всего знакомить учащихся с основными культурами и цивилизациями, существовавшими в истории человечества. Это знакомство можно осуществить в форме сказок-путешествий по основным историческим регионам и эпохам. В ходе "путешествий" дети учатся ориентироваться по карте, читать ее и генеалогические, хронологические таблицы, понимать "сложные" тексты, различать основные культурные и этнические особенности народов и т.п. В основу путешествий можно положить мифы, легенды и предания разных времен и этносов. Таким образом, вызывается интерес к истории.
Севрюгина Н.М.(учитель начальных классов МОУ Молочненская СОШ) на семинаре в МОИПКРО в 2007 году в свой работе «Формирование познавательного интереса у младших школьников к краеведению» поделилась опытом по формированию познавательного интереса к краеведению, которое является самой важной частью истории, которая оказывает влияние на патриотическое воспитание учащихся, интерес характеризуется познавательной активностью. Существует тесная связь между знаниями и личным интересом. С одной стороны, благодаря интересу ученик лучше усваивает знания, с другой – личностные интересы развиваются преимущественно на основе знаний. Для себя она выделяет три направления в работе над формированием познавательного интереса:
1. Разнообразие форм урока, связь с внеклассной работой.
2. Организация разных видов деятельности, при участии эмоций.
3. Развитие эмоциональной сферы учащихся. Включение детей в творческую деятельность.
Сынкова В.В. (учитель начальных классов МОУ СОШ № 70 г.Краснодара) в своей статье «Уроки истории в начальной школе. Образовательная система 2100» пишет о том, что для повышения познавательного интереса младших школьников к истории задания должны носить развивающий характер. Например:
Великая педагогика:
Интегративное знание в содержании общего среднего образования
Одна из задач модернизации отечественной системы общего среднего образования связана с профилизацией его старшей ступени, когда углубленное изучение профильных курсов сопровождается уменьшением количества учебных часов, отводимых на остальные предметы. Последние, согласно Базисному учебному плану, ...
Определение площади и кубатуры кабинета, измерение температуры воздуха в
кабинете
При помощи рулетки была измерена длина, ширина, высота учебного класса, определена его площадь, кубатура. Рассчитана площадь, которая приходится на одного учащегося (на количество посадочных мест). Площадь обычного учебного кабинета, рассчитанного для работы 40 учащихся младших классов и 35 учащихс ...
Социальная работа как профессиональная деятельность
Профессия – род деятельности, занятий человека, владеющего комплексом специальных знаний и практических навыков, приобретенных в результате углубленной общей и специальной подготовки и опыта работы. По Ожегову, профессия – основной род занятий, трудовой деятельности. Профессиональная деятельность – ...