Проектная методика в зарубежной и отечественной системе образования

Страница 2

В соответствии с этим был сделан вывод о том, что школьная программа должна была создаваться ни государством, ни учителями, а детьми совместно с учителем в процессе обучения, основы которой необходимо брать из окружающей действительности.

В начале ХХ века Коллингс предлагал разделять проекты на следующие типы: {LINKS}

экскурсионные (Excursion projects) – например, осмотр подсолнухов миссис Мерфи, цель которого – узнать, почему она «сажает свои подсолнухи в задней части двора, а не в переднем палисаднике вместе с другими цветами?»;

трудовые (Hand projects) – «стремятся выразить различного рода мысли в конкретной форме: смастерить кроличью ловушку, приготовить какао для школьного завтрака и т.п.»;

игровые (Play projects) – «праздник масленицы, пасхи, кукол; игра в магазин, в сыщиков; праздники, устраиваемые с целью прославления церковных событий, исторических героев»;

проекты рассказывания (Story projects) – рассказы детей о различных историях, пение песен, слушание граммофонных рассказов с кратким изложением содержания.

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале ХХ века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Большое внимание методу проектов уделяли С.Т. Шацкий, В.И. Петрова, Н.К. Крупская, профессор Б.В. Игнатьев, В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина. Советские педагоги считали, что критически переработанный метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности учащихся в обучении и будет способствовать непосредственной связи между приобретением знаний и умений и применением их для решения практических задач.

Сторонники метода проектов В.М. Шульгин, М.В. Крупенина, Б.В. Игнатьев провозгласили его единственным средством преобразования школы учебы в школу жизни, где приобретение знаний будет осуществляться на основе и в связи с трудом учащихся.

В 1929-1930 гг. универсализация метода проектов и развитие комплексной системы обучения привели к составлению и изданию комплексно-проектных программ. При таком построении учебного процесса, как нередко утверждали многие педагоги-практики, учащиеся оказывались в различных жизненных ситуациях, сталкивались с затруднениями и преодолевали их с помощью инстинктов и привычек, а также тех знаний, которые нужны для достижения данной цели. Однако данная цель часто носила лишь узкопрактический характер и не в полной мере способствовала должному развитию учащегося. Например,учащиеся должны были выполнить следующие исследовательские проекты-дела: «Как мистер Мозер разводит таких прекрасных кур», «Что мы узнали о Солнце? », «Уход за курами, организация живого уголка» и др.

В.И. Петрова приводит пример игрового проекта «Устройство горы для катания», проводимой в 5-ой школе города Москвы для младших групп 1-ой ступени. «Вокруг этой темы была развернута учебная тема: подготовка к зиме и защита от холодов. Дети, с одной стороны, делали варежки, чинили теплую одежду для того, чтобы иметь возможность кататься на своей горе, а с другой – наблюдали явления замерзания воды, формы снежинок и пр.».

В результате такого подхода учебные предметы отрицались, систематическое усвоение знаний под руководством учителя на уроке подменялось работой по выполнению заданий-проектов. Вследствие этого уровень общеобразовательной подготовки школьников резко снизился.

Страницы: 1 2 3 4 5

Великая педагогика:

Построение образовательного процесса в интернатном учреждении
Понимание целостного образовательного процесса как педагогически целесообразной организации жизнедеятельности отражает суть работы сиротского учреждения при реализации модели индивидуального развития личности. Дело в том, что дети-сироты не только учатся и воспитываются в детском доме, но живут в н ...

Содержание и методика работы по организации театрально-игровой деятельности с дошкольниками
Театрализованная деятельность в детском саду способствует развитию воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического). Для того, чтобы успешно решать эти задачи желательно наличие педагога – руководителя детского теа ...

Практические упражнения для развития наблюдательности, фантазии и воображения
Для художника рисунок служит одновременно средством познания и тем предметно-образным языком, при помощи которого он общается со зрителем, воздействует на него, передает свое отношение к действительности. Органы зрения, воспринимая внешний мир, дают возможность нашему сознанию ощущать разнообразные ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru