Как говорилось ранее, семья является первичным институтом социализации ребенка, а его родители, сестра и братья, бабушки и дедушки являются агентами социализации. Деятельность социальных институтов направлена на удовлетворение фундаментальных, жизненно важных социальных потребностей, к которым относятся: коммуникации в обществе, производство товаров и услуг и их распределение, воспроизводство членов общества и их социализация, социальный контроль и порядок, безопасность членов общества, социальная стабильность. {LINKS}
Социализация начинается с воздействий на индивида, поскольку родители ребенка уже социализованы, а ребенок может на них воздействовать первоначально лишь как биологическое существо, затем он становится способен взаимодействовать с взрослыми и, далее, воспроизводить имеющийся у него социальный опыт в своей деятельности. Развиваясь, личность становится субъектом социальных отношений, способным оказывать воздействие на другого человека, но, в силу диалогичности сознания, рефлексии, человек может воздействовать и на себя как социальный объект. Такие воздействия не считаются социализацией, но могут составлять основу развития личности.
Существует несколько социально-психологических механизмов социализации: Идентификация- это отождествление индивида с некоторыми людьми или группами, позволяющее усваивать разнообразные нормы поведения, которые свойственны окружающим. Примером идентификации является поло-ролевая типизация - процесс приобретения индивидом психических особенностей и поведения, характерных для представителей определенного пола;
Подражание является сознательным или бессознательным воспроизведением индивидом модели поведения, опыта других людей (в частности, манер, движений, поступков и т.д.); Внушение - процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он общается; Социальная фасилитация - стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других в результате которого их деятельность протекает свободнее и интенсивнее («фасилитация» означает «облегчение»); Конформность — осознание расхождения во мнениях с окружающими людьми и внешнее согласие с ними, реализуемое в поведении.
Ряд авторов, в том числе и З. Фрейд, выделяют четыре психологических механизма социализации, такие, как: Имитация - осознанная попытка ребенка копировать определенную модель поведения. Образцами для подражания могут выступать родители, родственники, друзья. Идентификация - способ осознания принадлежности к той или иной общности. Через идентификацию дети принимают поведение родителей, родственников, друзей, соседей, их ценности, нормы, образцы поведения как свои собственные. Стыд - это переживание разоблачения и позора, связанное с реакцией других людей. Чувство вины - переживание разоблачения и позора, связанное с наказанием самого себя, вне зависимости от других людей .
Социализация личности во многом зависит от деятельности ребенка, его активного участия в труде, от того, какое влияние окружающая среда оказывает на расширение границ его кругозора, как заботятся государство и общество о будущем поколении. Учитываются ли в процессе воспитания возрастные и индивидуальные особенности ребенка, может ли он самостоятельно находить решение своих проблем, насколько поощряют его самостоятельность, как формируется его уверенность в своих силах. Данные качества личности воспитываются в семье. Специфика социализации ребёнка требует специальной организации деятельности взрослых - комплексного сопровождения социального становления ребёнка в процессе его воспитания, образования и развития. Личность ребёнка может нормально развиваться лишь в социальных условиях. Роль и влияние социального мира на жизнь и развитие ребёнка может быть описана через совокупность факторов, обусловливающих процесс социализации подрастающего поколения. От того, насколько семья социально благополучна и как много времени родители занимаются ребенком, зависит будущая личность человека, а значит его жизнь в целом.
Все чаще и чаще исследователи, занимающиеся изучением проблем современной семьи, отмечают падение ее педагогического потенциала и престижа семейных ценностей, увеличение числа разводов и снижение рождаемости, рост преступности в сфере семейно-бытовых отношений и повышение риска подверженности детей неврозам из-за неблагополучного психологического климата в семье. Эти и другие признаки дезорганизации семьи свидетельствуют о кризисности современного этапа ее развития и увеличении количества неблагополучных семейных союзов. Именно в таких семьях люди чаще всего получают серьезные психологические травмы, которые далеко не лучшим образом сказываются на их дальнейшей судьбе.
Великая педагогика:
Особенности решения задач с параметрами
Общеизвестно, что на вступительных экзаменах в вузы часто встречаются задачи, которым в «традиционном» школьном курсе в силу различных причин уделяется мало внимания. Одним из видов таких упражнений являются задачи, содержащие параметры. В школьных учебниках практически нет заданий на эту тему. Одн ...
Диагностика физической подготовленности
Комплекс контрольных упражнений и тестов для определения уровня физической подготовленности Физическими (двигательными) качествами называются отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека: быстрота, сила, гибкость, выносливость и ловкость. Для тестирования физических качеств дош ...
Что включает в себя система действий учителя
Главное – это разработка модульной программы (тематическое планирование темы курса). Модульная программа состоит из комплексной дидактической цели (ДЦ), поставленной перед каждым модулем. Из комплексной ДЦ вытекает интегрирующая цель (ИДЦ). В свою очередь ИДЦ модуля может иметь частную дидактическу ...