Особенности правового воспитания младших школьников

Страница 2

Каждый класс, начиная с пятого класса, выдвигал в общешкольный совет учащихся по 2 кандидата, которые в течение определенного периода заседают в школьной коллегии. Полномочия коллегии, в которую кроме школьников входят и некоторые учителя, ее регламент закреплены в внутришкольной документации. {LINKS}

Будучи объективным – такая форма управления школой – только форма. Реально, конечно же, управление целиком и полностью лежит на взрослых, но ученики получают возможность участвовать в «политической» жизни школы, они обсуждают различные вопросы, их мнение через учителей передается на педсовет. Даже на уровне избрания двух выборных в коллегию – это уже участие в свободных тайных выборах, когда твой голос зачастую решающий – это твое политическое право. Можно быть уверенным, что этот школьник, вступив во взрослую жизнь, не пропустит государственных выборов. Кроме того, начиная уже с 5-го класса до или после выборов, во время «агитации», школьники устно или письменно обосновывают, почему они отдают свой голос именно этому кандидату – голосуют ли они «сердцем, эмоциями», или «разумом», веря, что этот кандидат сможет принести пользу школе.

На практике же управление школой коллегией с участием учеников – очень сложная задача. При этом важно сохранить партнерство взрослых и детей, создать ситуацию разделения прав и обязанностей, четко распределить полномочия, определить что может стать результатом общего решения, а что – результатом решения только учителей, учеников или родителей?

В той же школе на видном месте вывешен «Билль о правах школы», где обозначены права школьников, учителей и администрации, родителей учащихся. Неукоснительное соблюдение этих прав является кредо школы.

В стенах школы или любого другого образовательного учреждения большим правовоспитательным потенциалом обладают уроки литературы, истории, обществоведения, родного языка, даже иностранного языка. В старших классах сюда прибавляется экономика – школьники уясняют раз и навсегда, что экономика и право связаны очень тесно. Внеклассные мероприятия, внешкольные посещение театров, кинотеатров, музеев, встречи с представителями органов местного самоуправления, диспуты, дискуссии, ролевые игры и пр. – все это влияет на правосознание человека.

Школьники младшего звена участвуют в правовой жизни несколько пассивно – воспитание направлено на них сверху: они получают уроки о правилах дорожного движения, о родном крае и пр. Конечно, дети и дошкольники не всегда четко уясняют свою роль как субъекта правоотношений – но зато с радостью ходят с родителями на выборы и собственноручно опускают избирательный бюллетень в урну.

Вообще, что касается школы, нами был замечен следующий момент: в школе принять прививать интерес учащихся к определенным предметам: естественного цикла, или точным наукам, или гуманитарным. Но редко (если это не специализированное учебное заведение) интерес прививается к праву как науке, учебной дисциплине, социальному явлению. Поэтому сравнительно низок уровень знаний абитуриентов юридических факультетов (без дополнительной подготовки). На наш взгляд школа должна прививать правовую грамотность в таком же объеме, как общую грамотность, общую воспитанность, общую культуру.

Пока не существует федеральной программы правового воспитания (по словам уполномоченного по правам человека РФ Владимира Лукина, сейчас только идет ее разработка и обсуждение в министерствах науки и образования). Следующие шаги могли бы этому способствовать:

- создание и внедрение вшутришкольных и региональных программ правового воспитания – как, например, программа «Учусь договариваться» г. Пермь - стремиться с системному правовому воспитанию;

- создание условий всестороннего и конкретного обеспечения интересов детей на основе уважения их прав и свобод, устранения всех форм дискриминации детей в семье, школе, обществе;

- ориентировать правовые знания на практическую значимость, социализацию и социальную адаптацию обучаемых.

Воспитание будущего избирателя происходит с детских лет и проявляется в деятельности человека на протяжении всей его жизни. Формирование правовой культуры школьников надо начинать уже с начальных классов. В этом возрасте можно знакомить ребят с историей избирательного права, содержанием законов о выборах. Это будет способствовать тому, что во взрослой жизни они не останутся равнодушными к проблемам страны, республики, своего города, научатся ответственно относиться к праву «избирать и быть избранным». Поймут важную истину: «От выбора каждого зависит судьба страны».

Страницы: 1 2 3

Великая педагогика:

Особенности музыкального развития дошкольников с нарушениями речи
У дошкольников с нарушениями речи наблюдается некоторое снижение процессов восприятия и внимания к музыкальному звучанию. Дети с речевыми нарушениями медленнее, чем дети с нормальной речью, устанавливают связь между движением и изменением музыкального сигнала. Они часто продолжают двигаться и после ...

Этиология и клинические варианты общего недоразвития речи
Этиология общего недоразвития речи Различные неблагоприятные факторы воздействия, как во внутриутробном периоде развития, так и во время родов (родовая травма, асфиксия), а также в первые годы жизни ребёнка могут приводить к общему недоразвитию речи. Структура речевой недостаточности и процессы ком ...

Малые фольклорные жанры, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста
В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор - одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувс ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru