Я заметила на практике, что многие проблемы можно решить, подружив ребят с образом. В изучении математики неоценимую помощь оказывают «девочка Точка» и ее подружки, «малыш Треугольник» и его старшие братья. Мир однообразных чисел оживает перед ребенком, раскрывается смысл числа и счета еще до полного его осознания. Одновременно у детей развивается речь и появляется интерес к учебе. {LINKS}
На уроках литературы присутствуют образы-фигурки героев, изготовленные детьми различными способами. Ученики дают им советы, ведут с ними диалоги, утешают и поздравляют их.
В работе с художественным текстом важная роль отводится прогнозированию. На это направлен целый ряд заданий: вставить пропущенные слова или предложения, придумывать ответы на скрытые в тексте вопросы, предложить свою концовку истории. Неожиданные концовки или ответы рождают у детей улыбку. С помощью таких заданий у ребят формируется гибкость ума, умение найти нешаблонный ответ, чувство юмора, умение оценить шутку.
Часто ученики выполняли домашнее задание по литературе на выбор: кто-то учит отрывок наизусть, кто-то приносит рисунок по прочитанному произведению, кто-то придумывает загадку и т.п.
Большую работу я проводила по активизации словаря. Свое внимание я направляла прежде всего на использование в речи имен прилагательных. Очень любят дети игру «Собери предложение», где они поочередно добавляют по одному слову в предыдущую конструкцию. Параллельно мы вели работу с глаголами, так как основа любой мысли — точно выбранное сказуемое. В этом помогают игры «Замени глагол», «Уточни действие», «Подбери антонимы», «Ответь на вопрос» и др. Эта работа помогает и в умении пересказать текст. На уроке мы обязательно составляем «программу действий», затем проводим «медленное чтение» с нахождением и запоминанием ярких эпитетов, которыми потом можно пользоваться при воспроизведении текста.
Большую роль играет в учебном процессе раздаточный материал, который изготавливает каждый ученик класса для себя на уроках трудового обучения. Это таблицы, схемы, сборник правил, карточка-помощник, памятка по работе над ошибками по русскому языку, математике, литературе.
Часто я использовала на уроках коллективные формы работы. Групповая работа в парах оживляет педагогический процесс, помогает каждому ребенку раскрыться как личности. В результате такого труда создаются совместные сценарии, композиции с изображением природы, коллажи т.д. Очень любили мои ученики создавать коллективную сказку с продолжением, сказку-путаницу, сочинять считалки, аннотации к любимым произведениям. Я хвалила их даже за самую маленькую удачу, верно найденное слово, за старание и трудолюбие. Это признание стимулирует их к дальнейшему творчеству.
Уроки для меня и моих учеников — постоянный поиск, непрекращающийся диалог, совместный коллективный труд, основанный на доверии и доброжелательности.
Я поняла, что нельзя проводить уроки без метода удивления. Ребенок 7-9 лет активный участник познания и преобразования окружающего мира. Ему все интересно, он удивлен окружающим его миром. Но, придя в школу, вынужден действовать по инструкции взрослого и поэтому теряет свою инициативу. Мои ученики сами «открывали» новые для себя знания, являлись исследователями окружающего мира.
На уроке «Окружающий мир» они открывали, что обитатели Земли могут жить только в своей определенной сфере: рыбы в воде, черви в земле, птицы в воздухе. А как ребята удивлялись, когда сами по таблице «Склонение существительных» определили – какие существительные относятся к 3 склонению, какие принимают падежные окончания, чем отличаются от существительных 1 склонения.
Метод «любования» - это эмоциональная форма усвоения нового. Я использовала его на уроках чтения, ИЗО, музыки «Мир вокруг нас», на математике правда редко. Под музыку Брамса мы любовались с третьеклассниками маргаритками, первыми весенними садовыми цветами. Какие они прелестные! В одном кустике растут разные по цвету, разные по величине, маленькие удивительные цветы весны. С какого звука начинается их название? Какая буква первая в этом слове? Какое самое дорогое слово для каждого человека начинается с этой буквы? Конечно же, мама! А еще мир, море … Давайте напишем сегодня с любовью нашу минутку чистописания: Мм, слова: мама, мир, море, Москва, Махачкала.
Дети выводят буквы, любуются своими старательно написанными словами. Я обязательно буду использовать в работе этот активный метод.
Метод «Круглый стол» я чаще использовала при обобщении материала. На уроке чтения мы проводили урок-обсуждение. Детям было дано задание написать дома сочинения про зверюшек от имени животных. Сочинения были очень и не очень интересны. Но самое удачное, этот урок был начат журналом, на котором был изображен глаз и вопрос. Глаз зверюшки. Точка зрения. Дети сели кругом взялись за руки, провели аутотренинг:
Великая педагогика:
Особенности личностного развития ребенка в неблагополучной семье
Личность - феномен общественного развития, конкретный человек, обладающий сознанием и самосознанием. Личность обладает набором обязательных социальных качеств. Это индивидуальность, разумность, ответственность, характер и темперамент, активность и целеустремленность, самоконтроль и самоанализ, напр ...
Усвоение детьми различных групп слов
В рамках нашей темы существует еще одна проблема, которая связана с трудностями усвоения учащимися отдельных групп слов. Наблюдения за работой учителей начальных классов показывают, что на уроках русского языка, классного и внеклассного чтения уделяется недостаточное внимание работе с отвлеченными ...
Психолого-педагогические особенности формирования
познавательного интереса у младших школьников в процессе обучения
Обучение – самый важный и надёжный способ получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на всесторонне развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон), обучение имеет специфические качественные ...