Личность - феномен общественного развития, конкретный человек, обладающий сознанием и самосознанием. Личность обладает набором обязательных социальных качеств. Это индивидуальность, разумность, ответственность, характер и темперамент, активность и целеустремленность, самоконтроль и самоанализ, направленность и воля. {LINKS}
Индивидуальность — уникальные свойства данного человека, присущие только этому определенному человеку.
Разумность — способность ответственного предвидения результата действий, поступка.
Темперамент — психологическая индивидуальная способность человека; это характеристика индивида со стороны нервно-динамических особенностей его психической деятельности. Темперамент проявляется в эмоциональной возбудимости, особенно в детской возрасте. С возрастом эмоциональные проявления вместе с интеллектуальной деятельностью определяют характер человека.
Характер формируется в результате социализации темперамента, как сложное психическое образование, которое состоит из многочисленных свойств личности. Характер проявляется в отношении человека к окружающим и самому себе. Они присущи только для этого человека. Так, настойчивость, чуткость, решительность, смелость, вежливость типичны для конкретного человека. Однако какая-то черта из них может быть ведущей, подчиняя себе остальные.
Активность — мера взаимодействия человека с окружающим миром. Существует внешняя и внутренняя активность. Внутренняя — человек выполняет дело, в котором реализует себя, внешняя — выполняет дело, не интересное для него.
Целеустремленность — способность достижения назначенной цели.
Направленность — тенденция в поведении человека, которая проявляется в мировоззрении, духовных потребностях и делах.
Воля — проявление личности в способности преодолевать трудности, препятствие, преграды на пути к цели.
Каждая из этих черт равнозначна и равноценна.
Развитие личности- стадиальный процесс становления типологических социально значимых качеств человека и его индивидуальности. Стадии развития могут определяться качественными изменениями в зависимости от возраста и достигаемых результатов личности.
С точки зрения современной психологии, формирование и психическое развитие ребенка происходит в результате тесного взаимодействия трех компонентов: биологического, социального (люди с их делами, взглядами, отношениями, поступками, идеалами, среди которых живет и с которыми общается ребенок) и поведенческой активности ребенка, под которой понимается физическая и умственная деятельность. Первой социальной средой для ребенка является его семья. Она играет важнейшую и во многом решающую роль в воспитании детей. Семья обуславливает усвоение ребенком основных правил и норм поведения, вырабатывает стереотип отношения к окружающему миру. Неблагополучие семьи обязательно отражается на детях. Не случайно подростки, употребляющие алкогольные напитки, как правило, живут именно в таких семьях. В неблагополучной семье ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению. Главной характеристикой такой семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов. Жизнь в неблагополучной семье тяжело сказывается на психическом развитии ребенка. Дети, отягощенные неблагополучной обстановкой в семье, замечают враждебность окружающих, вырастают в страхе и отличаются от других детей агрессивностью. При отсутствии нормальных взаимоотношений в семье нарушается практика общения детей. Общение таких детей носит поверхностный, формальный характер и отличается эмоциональной бедностью. Дети испытывают трудности в раскрытии себя перед другими. Утрата эмоциональности в отношении со взрослыми и сверстниками, нереализованная потребность в любви и признании, отвержение в семье.
Одним из важнейших прав ребенка является его право жить и воспитываться в семье. Право жить и воспитываться в семье заключается в обеспечении ребенку со стороны государства возможности жить и воспитываться в семье, поскольку только в семье он, прежде всего, получает физическое и духовное развитие, находит поддержку и понимание, готовится стать полноценным членом общества.
Великая педагогика:
Анализ условий формирования знаний о здоровом образе жизни у обучающихся через
использование метода проектов на уроках физической культуры
После систематической работы по формированию знаний о здоровом образе жизни у обучающихся был проведен контрольный эксперимент. Мы провели повторное анкетирование «Здоровый образ жизни» как и в констатирующем эксперименте в 3 «А» классе. При анализе ответов школьников 3 «А» класса на вопросы анкеты ...
Логопедическое обследование детей с общим недоразвитием речи старшей группы
специального детского сада
Целью логопедического обследования является выявление нарушений у детей с общим недоразвитием речи и последующая помощь в преодолении этих нарушений Задачи: -сбор анамнестических данных; -обследование речевых и неречевых функций; -постановка логопедического заключения; -составление перспективного п ...
Проектирование уроков истории для 3 класса
На основе результатов констатирующего этапа исследования был спроектирован комплекс уроков по истории для 3 класса с использование разнообразных методов и приемов формирования познавательного интереса у младших школьников к истории (Таблица 2.5.). Таблица 2.4. Комплекс уроков по истории с использов ...