Предлагаемые звери: петушок, мышка, медведь, журавль, кот, собака, лягушка, соловушка, свинья, гусь, и т.п.
Предлагаемые вопросы: В каких сказках живут эти зверята? Вспомните, что с ними происходило в сказках? Почему лисичка хитрая? В каких сказках она живет? С кем можно сравнить лисичку? Как в сказках называют волка? И т. п. {LINKS}
Показатель: использование в речи сравнений.
Задание 5. На кого я похож?
Цель: выяснить умение детей подбирать сравнения
Форма общения: индивидуальная
Порядок выполнения: экспериментатор предлагает ребенку ряд высказываний и предлагает завершить их.
Снег белый, как
Трава мягкая, будто
Мальчик маленький, как
Медведь неуклюжий, как
Лисица хитрая, как
Дедушка седой, будто
Девушка красивая, будто
Показатель: употребление в речи синекдохи
Задание 6. Толковый словарь сказочных героев
Цель: выяснить умение добирать синекдохи
Форма общения: индивидуальная
Порядок выполнения: экспериментатор читает ребенку имена сказочных героев. Ребенку предлагается ответить, почему о них так говорят. Ориентировочный перечень сказочных героев представлен в таблице 2.2.
Таблица 2.2. Толковый словарь сказочных героев
Имя сказочного героя |
Прогнозируемый ответ |
Котигорошек Ивасик – Телесик Жар – птица Царевна лягушка Соломенный бычок |
Потому, что родился из горошины Сделанный из дерева Когда на нее смотришь, то становится жарко Заколдованная в лягушку принцесса Сделанный из соломы |
Показатель: употребление в речи персонификаций
Задание 7. Могут ли звери говорить?
Цель: выяснить умение дошкольников употреблять в речи персонификацию.
Форма общения: индивидуальная
Порядок выполнения: экспериментатор называет животных, ребенок должен их очеловечить (персонифицировать).
Предлагаемые звери (лягушка, жаворонок, мышь, орел, змея, медведь, сокол, заяц, волк, свинья, собака и т.п.). Например: орел просит, змея вышла, лягушка говорит и т.п.
Показатель: употребление в речи гиперболы и литоты
Задание 8. Кто может больше, а кто меньше?
Цель: проявить умение употреблять в речи гиперболы и литоты
Форма общения: личностно-групповая
Порядок выполнения: экспериментатор: Дети, сегодня к нам в гости пришли сказочные герои, им нужно выполнить поручение, но они не знают как. (Дети вспоминают сказочный сюжет, уменьшая или увеличивая силу героя). Помогите им.
Предлагаемые герои (Орел, гусенок, царевна – лягушка, Котигорошек и т.п.)
Лексическая наполняемость устного продуцирования сказочного текста определялась на уровне процентного соотношения устных высказываний дошкольников.
4 критерий Использования в речи синтаксических средств
Показатель: употребление в речи повторов (эпифор)
Задание 9. Сказка возвращается
Цель: выяснить умение детей употреблять в речи эпифоры (повторы).
Форма общения: индивидуальная.
Порядок выполнения: пересказ сказочного текста с использованием повторов (без предыдущего напоминания).
Показатель: употребление в речи сказочных зачинов.
Задание 10. Как все начиналось?
Цель: выяснить умение использовать сказочные зачины в речи, понимать содержание сказочных высказываний.
Великая педагогика:
Особенности обучения чтению на старшем этапе обучения
Применение того, или иного вида чтения в обучении иностранному языку, зависит от целей и задач обучения, от этапа обучения и также, от возрастных особенностей учащихся. Исследователи А.К. Маркова и Н.И. Гальскова относят к старшему школьному возрасту 9 – 11 классы обучения (15-17 лет). Для повышени ...
Структура педагогических способностей
В соответствии общим определением способностей, педагогические способности — это индивидуальные устойчивые свойства личности, состоящие в специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям педагогического труда и созданию продуктивных моделей формирования искомых качеств в личности воспи ...
Педагогический эксперимент и анализ результатов
С целью практического обоснования выводов, полученных в ходе наблюдения за деятельностью учащихся 10 «А» и 10 «Б» классов был проведен частичный психолого-педагогический эксперимент в МОУ СОШ №3 г. Ставрополя. Работа предусматривала несколько этапов. На первом этапе проводился констатирующий экспер ...