Далее, нами были разработаны следующие 4 критерия оценивания развития экспрессивной речи:
1 критерий: наличие в речи лексико – семантических средств с показателем – употребление в речи слов в переносном смысле.
2 критерий: лексическая наполняемость устного продуцирования сказки с показателем соотношения бытовой, общеупотребительной и экспрессивной лексики в устных высказываниях, во время описания, пересказа, беседы и т.п. {LINKS}
3 критерий: целесообразное использование в речи тропов с показателем – употребление в речи эпитетов; метафор; гипербол; персонификаций; метонимий; литот; синекдох; сравнений.
4 критерий: использование в речи синтаксических средств с показателем – употребление в речи сказочных зачинов, концовок, стихотворных строк, повторов.
Одним из показателей экспрессивной речи было определено целесообразное использование в речи тропов. Овладение экспрессивными средствами углубляет художественное восприятие детьми литературных произведений. Работа с фольклорными произведениями (удобно текстами народных сказок) предусматривает ознакомление детей с экспрессивными средствами художественного текста (сравнение, эпитет, метафора, синонимы, антонимы и т.п.). Необходимым условием выражения мыслей с одной стороны, и внесение новых значений в сообщаемое – из другого, выступает – наличие в речи тропов. Полноценное овладение построением связного высказывания с опорой на экспрессивную лексику, включает понимание выразительных моментов, которые раскрывают внутреннее содержание высказывания.
В процессе реализации цели поставленных экспериментальных задач обращалось внимание на использование в речи детьми экспрессивных средств (эпитет, метафора, персонификация, гипербола, литота, синекдоха, повторы, стихотворные строки, сравнения и т.п.).
Наличие в речи специфических синтаксических средств характеризуется прежде всего пониманием: специфики языковой структуры и лексической наполняемости сказки; целесообразности функционирования обозначенных единиц в художественном произведении и сформированностью умений и привычек понимания их практического значения и возможности перенесения сказочных формул к собственной речи. Присутствие в разговорной речи выражений свидетельствует о богатстве и разнообразии словарного запаса детей старшего дошкольного возраста.
Нами были разработанные задачи, выполнение которых разрешило бы определить уровни развития экспрессивной речи детей 5–7 лет. При отборе экспериментальных задач, учитывалось: доступность возраста ребенка старшего дошкольного возраста; направленность на раскрытие экспрессивного потенциала.
Проиллюстрируем примерами отдельных экспериментальных заданий к каждому критерию.
1 критерий. Наличие в речи лексико-семантических средств
Показатель: употребление слов в переносном смысле.
Задание 1. Отгадай слово
Цель: проявить умение детей употреблять слова в переносном смысле.
Форма общения: индивидуальная.
Порядок выполнения: Экспериментатор читает ребенку высказывание, в котором слово выступает в прямом значении. Потом предлагает припомнить значение выражения в переносном смысле и по экспрессивной характеристикой отгадать, о ком шла речь. Работая по предложенному материалу, дети давали экспрессивную характеристику животных. Ориентировочные примеры значений слова изложены в таблице 2.1.
Таблица 2.1. Признаки слов
Прямое значение |
Переносное значение (Прогнозируемый ответ) (так говорят…) |
Зашифрованное слово |
1. а) Большой, хищный зверь с коричневым густым мехом и короткими толстыми ногами; б) Бурый, большой, зимой спит, а летом наедается. |
О сильном, но неповоротливом, неуклюжем человеке |
Медведь |
2. а) Хищный зверь, с острой мордочкой и длинным пушистым хвостом; б) Рыжая, сообразительная, шустрая, пушистая, имеет пышную рыженькую шубу. |
О хитром, льстивом, лукавом человеке |
Лисица |
3. Голодный, злой, хищный, серый, дикий |
О человеке, который голодный; О работящем человеке. |
Волк |
4. а) Небольшой, трусливий, серый, длинноухий; б) Летом серый, а зимой – белый, имеет длинные уши, короткий хвост. |
Человека, который очень труслив; Пассажир, который не имеет билета |
Заяц |
5. а) Маленькая, рыженькая, гибкая, пушистая; б) Быстрая, маленькая, живет на деревьях |
Человека, который работает без отдыха |
Белка |
Великая педагогика:
Целенаправленное формирование ценностно-нормативных
представлений учащихся
Конечной целью воспитательных усилий семьи, школы, других социальных институтов, занимающихся проблемами воспитания и предупреждения асоциального поведения несовершеннолетних, является формирование внутренних поведенческих регуляторов, в качестве которых в первую очередь выступают ценностно-нормати ...
Особенности совместной взросло-детской деятельности в
процессе формирования коммуникативных умений у старших дошкольников
В своих работах Д.Б. Эльконин подчеркивал, что для ребенка образ взрослого, является не просто образом другого человека, а образом себя самого, своей собственной будущности, воплощенным в лице «другого». Д.Б. Эльконин предполагал, что «с определенного момента развития ребенок - это всегда «два чело ...
Направления воспитания толерантности у младших школьников в школесоциализация
толерантность школьный возраст
Воспитание толерантности в школе у младших школьников представляет собой целенаправленный, планомерно организованный процесс. Воспитание толерантности не может и не должно быть эпизодическим, оно даст хорошие всходы лишь в том случае, когда проблема воспитания толерантности будет решаться ежедневно ...