- практические задания (курсовые и контрольные работы, доклады, рефераты и т.д.)
- контроль и оценка полученных знаний и навыков.
Все эти элементы знакомы каждому студенту - они составляют основу традиционного процесса обучения, особенно в России. Хотя, вне сомнения, могут быть и другие составляющие процесса, такие как практика на производстве, выезд на различные семинары и выставки, в организации, занимающиеся тематикой дисциплины и прочее. Но всё же, вышеуказанные элементы являются наиболее часто используемыми в ходе обучения и именно они в основном влияют на конечную цель обучения - получения необходимых навыков и знаний. {LINKS}
Очень важно отметить, что подобная схема процесса обучения наиболее подходит для молодых людей, выпускников школ и колледжей, которые получают первое образование и в основной массе не работают целый день и могут посвящать большое количество времени посещению университета. Эта схема не очень подходит для взрослых людей, которые по тем или иным причинам хотят получить образование или повысить свою квалификацию. Такие люди уже работают, имеют семьи и не имеют возможность регулярно посещать университет. Именно для этой категории людей были созданы системы заочного (дистанционного) и вечернего образования. Работающие взрослые люди стали основной целевой аудиторией подобных образовательных программ. Со временем к ним присоединились и молодые студенты, которые находятся на большом расстоянии от университета и не могут учиться на дневном отделении. Также можно выделить дистанционную модель обучения. Мы рассматриваем дистанционное обучение в качестве самостоятельной системы, одной из форм обучения. В настоящее время существующая сеть открытого и дистанционного образования в мировой практике базируется на шести известных моделях, использующих различные традиционные средства и средства новых информационных технологий: телевидение, видеозаписи, печатные пособия, компьютерные телекоммуникации. С помощью курсов дистанционного обучения можно было бы значительно разнообразить направления профильного обучения. Такие курсы можно было бы создавать на базе ресурсных центров (других, вузов) и вести их могли бы преподаватели этих центров на основе интеграции с очной системой обучения указанных выше профилей. Причем разработка таких курсов могла бы вестись на корпоративных основах несколькими центрами, где имеются аналогичные или близкие по профилю направления. Разработка и руководство этих курсов квалифицированными педагогами ресурсных центров, ведущими вузами страны гарантировало бы качество такого обучения. Соответственно можно было бы говорить и о создании информационно-предметной среды по данному профилю. Пока все эти идеи можно излагать лишь в сослагательном наклонении, поскольку никто ни на уровне министерства, ни на уровне конкретных вузов не имеет ясно выработанной в этом направлении позиции, тем более программы действий.
Однако, наша задача - показать возможности, пусть и потенциальные использования различных моделей дистанционного обучения. И следующая модель дистанционного обучения это интерактивное телевидение. Эта модель связана с телевизионными технологиями и пока очень дорогая. Это трансляция занятий с помощью видеокамер и телевизионного оборудования на расстояние. Эта модель распределенного класса. Время покажет, что окажется более доступным – интерактивное телевидение или видеоконференции в сетях. Эта модель дистанционного обучения полностью имитирует очную форму. С ее помощью стены класса как бы раздвигаются, и аудитория расширяется за счет удаленных студентов, с которыми преподаватель и учащиеся могут вступать в контакт (по типу телемоста). Соответственно данная модель требует присутствия студентов (как и в очной форме) в определенное время, в определенном месте. Следующа модель-это американская модель обучения. В американской системе образования студенты более свободны в выборе дисциплин, курсов, содержания обучения. Российские исторические традиции в образовании предполагают более авторитарную роль учителя. Может ли российский студент быть таким же свободным и самостоятельным, как американский? Можно сказать, что чем больше студент имеет знаний, навыков и опыта по какому-либо предмету, тем больше он самостоятелен в его изучении и тем больше преподаватель выполняет роль консультанта, помощника. При этом в одной и той же группе могут быть студенты с разным уровнем самостоятельности, что требует от преподавателя применения индивидуального подхода к каждому и организации процесса обучения на основе опыта. Зарубежные концепции обучения на основе опыта рассматривают пути эффективного использования имеющегося жизненного и профессионального опыта обучаемых в их дальнейшем образовании и развитии. Обучение на основе опыта исследуется рядом американских педагогов (Дьюи, Колб, Ноулз и др.) Идея опоры на опыт является ведущей в теории и практике образования взрослых. Проводились исследования в разных направлениях: обучение на основе опыта на рабочем месте, взаимосвязь жизненного опыта и результатов развития, технология организации процесса обучения на основе опыта.
Великая педагогика:
Образовательные модели на современном этапе
Современные исследования по проблеме активных форм обучения демонстрируют четко выраженную оппозицию традиционной парадигме профессионального образования вузе. Она представлена континуумом мнений, в котором радикально негативную позицию занимает американский психолог Карл Роджерс, считая ее несосто ...
Организация экспериментальной работы по формированию познавательной
активности учащихся при помощи метода проектов
В процессе исследовательской деятельности нами был проведен эксперимент в МОУ №14 «Зеленый шум» в 7 «Б» классе, цель которого – установить, способствует ли организация процесса обучения на основе использования метода проектов обучению иноязычному общению. Как известно, успех в обучении английскому ...
Описание диагностической работы по определению
уровней развития экспрессивной лексики старших дошкольников
Целью констатирубщего этапа педагогического эксперимента стало: выявление уровня развития экспрессивной лексики детей 6 г.ж. Обследование речи детей проводилось на базе дошкольного учреждения №14 г. Севастополя. В эксперименте принимали участие 2 группы дошкольников старшего возраста по 15 человек ...