Значение христианства для воспитания в период поздней империи

Педагогическая информация » Воспитательные идеи Римской империи » Значение христианства для воспитания в период поздней империи

Страница 1

Новая христианская образованность (а не религия сама по себе) родилась вначале из смешения иудейских и христианских понятий, идей и преданий с падавшей языческой поэзией, древним красноречием, превратившимся потом в бессодержательное фразерство, и с греко-римской философией, исказившеюся в диалектику и мистицизм. Все более жизненные элементы древней языческо-еврейской цивилизации получили новую окраску и переработались под влиянием всеобъемлющей христианской идеи, заключающейся в откровенной религии Христа и в творениях главнейших отцов церкви. "Христианство - это религия вочеловечившегося Бога и обожествленного человека, религия искупления и примирения человечества с Божеством в духе вечной, абсолютной истины". В постижении этой истины заключается вся сущность отношений между Богом и человеком. Истинное познание мира и самого себя начинается познанием единства божественной и духовной человеческой природы и значения воплощения Бога как вечной истины. Точно так же и принцип истинного воспитания может быть понят лишь тогда, когда должным образом понят будет человек в его достоинстве и значении. В язычестве человек значил только как средство для других, посторонних практических целей, как, например, для государства, и уважался лишь настолько, насколько он был полезен для государства, отечества, касты, сословия в т. д. По христианской же идее абсолютное достоинство человека заключается прежде всего в нем самом, так как в человеке, созданном по образу и по подобию Божию, непрестанно пребывает сам Бог, так как он, по божественному происхождению своему, ближайшей задачей себе ставит сознательное уподобление себя Богу. {LINKS}

По духу этой истины, человек имеет право на уважение уже потому, что он человек, сознаваемый в качестве разумно самостоятельной, Богом признанной личности, и все человечество является единым нравственным целым, члены которого взаимно связаны между собой узами любви и справедливости. Перед Богом, как перед общим Отцом, все люди равны; этим стирается грань между господином и рабом, мужем и женой и т. д., так как эти естественные различия не определяют более истинного достоинства человека как самостоятельной личности, одаренной свободной, разумной волей.

Сообразно с этим христианским принципом, вместе с жизнью глубже понимается и воспитание, изменившееся соответственно своей истинной сущности. У дохристианских народов задача воспитания определялась вообще национальностью - в христианстве же общим ее определением служит человечность. Главная цель, которую поставляет себе христианская педагогика, есть подражание и последование Христу, одинаково обязательное и одинаково доступное для всех наций, и состояний, и для обоих полов. В этом заключается весь глубокий смысл, вся победоносная сила христианства, которая привела его к торжеству в борьбе с блестяще образованными защитниками язычества, прибегавшими также ко всевозможным кровавым насилиям языческого фанатизма.

К V в. христианство почти вытеснило язычество из Римской империи, и церковь стала значительной исторической силой. Лучшие представители Римской империи начали посвящать себя служению церкви, занимая высшие духовные должности, обращаясь к писательской деятельности на пользу новой религии, устраивая благотворительные учреждения, выступая против притеснения чиновников и ходатайствуя за обиженных. Все это поднимало нравственный авторитет церкви. В то время как Римское государство разлагалось, церковь обогащала и укрепляла свою внутреннюю организацию.

В результате проведения данной работы нами были поставлены и выполнены следующие задачи: был проведен анализ материала по данной проблеме исследования, его структуирование и систематизация; выявлены два важнейших периода, а вместе с тем и две основные идеи в истории римского образования и воспитания: дохристианский период – характеризующийся национализацией образования, сугубо практический и авторитарно-жестокий этап развития античного просвещения (идея практического языческого воспитания) и раннехристианский период – поражающий возвышенностью своего нравственного учения и благодетелью (христианская идея воспитания). В работе освещена деятельность римских мыслителей в образовании. Предпочтение семейного воспитания у Катона и Плутарха, нравственное воспитание у Цицерона, практицизм обучения у Квинтилиана. Выявлена приемственность многих концепций воспитания из греческой культуры. Показана сущность воспитания в Римской империи и охарактеризованы его основные составляющие: семья, как основной институт воспитания, с огромной ролью матери – хранительницы домашнего очага и отца, под воздействием которого формировались все важнейшие нравственные и патриотические качества будущих граждан свободного Рима; школа, как развивающаяся структура от эллинистической системы семи свободных искусств до христианских учреждений; детально показано формирование христианского мировоззрения в воспитании от первых общин до создания собственных христианских, изначально сугубо религиозных, а затем и широкопрофильных школ. В работе также освещено значение христианской религии в воспитании и образовании на этапе заката империи, где выявлены значительные достижения духовно-нравственного характера.

Страницы: 1 2

Великая педагогика:

Особенности произносительной стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
У детей старшего дошкольного возраста с онр распространёнными являются трудности в овладении звукопроизношением. При нарушении фонетико-фонематической стороны речи у детей с онр выявляется несколько состояний: - недостаточное различение и затруднение в анализе только тех звуков, которые нарушены в ...

Методика развития психофизических качеств
Быстрота как психофизическое качество — это способность выполнять двигательные действия в минимальный срок, которая определяется скоростью реакции на сигнал и частотой многократно повторяющихся действий. Предполагается, что выполнение двигательной задачи кратковременно и не вызывает у ребенка утомл ...

Необходимость синергетического подхода в управлении образованием
В условиях демократизации общества образование, все больше приобретая характер открытой системы, имеет возможность вариативного пути развития. В то же время, в многокомпонентной системе в образовании идет постоянное движение, результатом которого является переход его структур и подсистем из одного ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru