Виды упражнений на уроках русского языка при обучении связной речи в 6 -7 классах общеобразовательной школы

Педагогическая информация » Инновационные методики обучения при создании речевого произведения учащимися 6-7 классов » Виды упражнений на уроках русского языка при обучении связной речи в 6 -7 классах общеобразовательной школы

Страница 3

• Клен – слово без орфограммы, у остальных – орфограмма «Безударная гласная в корне».

• Сосна – существительное женского рода, остальные – мужского рода.

• Сосна – существительное 1-го склонения, остальные – 2-го склонения.

Ученикам предлагается цепочка слов, в процессе работы надо исключать из нее постепенно по одному слову. {LINKS}

Задание 2. Исключите из цепочки лишние слова по какому-либо признаку так, чтобы в ней осталось только одно слово. Причину исключения каждого слова обоснуйте.

Колонны, костюм, рожь, объединить, какао, школа.

Варианты ответов учеников:

• Объединить – это глагол, остальные – существительные.

• Какао – несклоняемое существительное среди существительных, другие – склоняемые.

• Колонны – существительное мн. ч., остальные – ед. ч.

• Костюм – существительное мужского рода, остальные – женского.

• Рожь – существительное 3-го склонения, школа – существительное 1-го склонения.

Эти задания служат как успешному усвоению знаний, так и развитию монологической речи и мышления учащихся. Они создают благоприятные условия для выявления учеником связей грамматического и орфографического материала в процессе применения знаний в новых условиях: в условиях непривычной формулировки задания, оперирования новым языковым материалом, на который должен быть осуществлен перенос знаний, в условиях, требующих сделать самостоятельный вывод, обобщение.

6.Учебная лингвистическая задача

Цель выполнения таких заданий состоит в освоении теоретического языкового материала на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности, в развитии умения последующего практического применения теории при анализе языковых явлений, а также в повышении речевой активности на основе сравнения, анализа и синтеза при описании изучаемого объекта.

Задание 1. К какой части речи относится выделенное слово? Докажите. Спишите, расставляя знаки препинания в диалоге. Что создает комический эффект (почему смешно)?

-Часовой! Который час

- Первый ваше благородье!

- Давно ли

- Часа с полтора ваше благородье.

Затем предлагается выполнить стимулирующее задание, оцениваются результаты операций, поощряются правильные решения, анализируются ошибки. Если в структуре запрограммирован поэтапный контроль, то проанализировать выполнение, не допустив при этом ошибок, смогут и сами ученики. С этой целью им предлагается карточка № 1.

Карточка № 1

Часовой – имя существительное, потому что .

1) .; 2) .; 3) . .

Карточки самоконтроля, содержащие решение одного действия, готовятся заранее для каждого ученика. Ученик, не сумевший выполнить первое действие, обращается самостоятельно к карточке № 2 и с ее помощью овладевает необходимым операционным умением.

Карточка № 2

Часовой – имя существительное, потому что:

1)обозначает предмет (кто?);

2) относится к мужскому роду, а также имеет морфологические признаки;

3) является обращением.

Почему смешно? Чем вызван комический эффект?

Следует ответ учеников: «Такую же форму имеет имя прилагательное часовой (-ая, -ое), оно обозначает признак (какой?), изменяется по родам: часовой механизм, часовая фабрика, часовое устройство; в предложении выступает как определение». Имя существительное образовалось из имени прилагательного и обозначает человека, стоящего на часах (т.е. на посту). Вопрос «Давно ли?» можно понять двояко: как уточняющий время (первый час) и как относящийся к времени пребывания на посту часового. Спрашивающий имеет в виду первое, а отвечающий – второе. Многозначностью вызван комический эффект.

Страницы: 1 2 3 4 5

Великая педагогика:

Понятие "семья" в психолого-педагогической литературе
Семья - это первичная ячейка социальной общности людей, основанная на браке или кровном родстве, один из самых древних социальных институтов, возникший значительно раньше классов, наций, государств. Семья представляет собой сложное социальное явление, в котором переплетаются многообразные формы отн ...

Анализ сущности понятия «метод проектов»
Слово «метод» имеет греческое происхождение. В переводе оно означает путь к чему-либо. С точки зрения дидактики, метод – это совокупность приемов, операций овладения определенной областью знания, той или иной деятельностью. Это путь познания, способ организации процесса познания. Слово «проект» име ...

Опыт отечественных педагогов по организации театрально-игровой деятельности в дошкольном образовательном учреждении
«Волшебный край!» - так когда-то называл театр великий русский поэт А.С. Пушкин. «Любите ли вы театр так, как я люблю его?» - спрашивал своих современников В.Г. Белинский, глубоко убежденный в том, что человек не может не любить театр. Чувства великого поэта и выдающего критика разделяют и взрослые ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru