• Клен – слово без орфограммы, у остальных – орфограмма «Безударная гласная в корне».
• Сосна – существительное женского рода, остальные – мужского рода.
• Сосна – существительное 1-го склонения, остальные – 2-го склонения.
Ученикам предлагается цепочка слов, в процессе работы надо исключать из нее постепенно по одному слову. {LINKS}
Задание 2. Исключите из цепочки лишние слова по какому-либо признаку так, чтобы в ней осталось только одно слово. Причину исключения каждого слова обоснуйте.
Колонны, костюм, рожь, объединить, какао, школа.
Варианты ответов учеников:
• Объединить – это глагол, остальные – существительные.
• Какао – несклоняемое существительное среди существительных, другие – склоняемые.
• Колонны – существительное мн. ч., остальные – ед. ч.
• Костюм – существительное мужского рода, остальные – женского.
• Рожь – существительное 3-го склонения, школа – существительное 1-го склонения.
Эти задания служат как успешному усвоению знаний, так и развитию монологической речи и мышления учащихся. Они создают благоприятные условия для выявления учеником связей грамматического и орфографического материала в процессе применения знаний в новых условиях: в условиях непривычной формулировки задания, оперирования новым языковым материалом, на который должен быть осуществлен перенос знаний, в условиях, требующих сделать самостоятельный вывод, обобщение.
6.Учебная лингвистическая задача
Цель выполнения таких заданий состоит в освоении теоретического языкового материала на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности, в развитии умения последующего практического применения теории при анализе языковых явлений, а также в повышении речевой активности на основе сравнения, анализа и синтеза при описании изучаемого объекта.
Задание 1. К какой части речи относится выделенное слово? Докажите. Спишите, расставляя знаки препинания в диалоге. Что создает комический эффект (почему смешно)?
-Часовой! Который час
- Первый ваше благородье!
- Давно ли
- Часа с полтора ваше благородье.
Затем предлагается выполнить стимулирующее задание, оцениваются результаты операций, поощряются правильные решения, анализируются ошибки. Если в структуре запрограммирован поэтапный контроль, то проанализировать выполнение, не допустив при этом ошибок, смогут и сами ученики. С этой целью им предлагается карточка № 1.
Карточка № 1
Часовой – имя существительное, потому что .
1) .; 2) .; 3) . .
Карточки самоконтроля, содержащие решение одного действия, готовятся заранее для каждого ученика. Ученик, не сумевший выполнить первое действие, обращается самостоятельно к карточке № 2 и с ее помощью овладевает необходимым операционным умением.
Карточка № 2
Часовой – имя существительное, потому что:
1)обозначает предмет (кто?);
2) относится к мужскому роду, а также имеет морфологические признаки;
3) является обращением.
Почему смешно? Чем вызван комический эффект?
Следует ответ учеников: «Такую же форму имеет имя прилагательное часовой (-ая, -ое), оно обозначает признак (какой?), изменяется по родам: часовой механизм, часовая фабрика, часовое устройство; в предложении выступает как определение». Имя существительное образовалось из имени прилагательного и обозначает человека, стоящего на часах (т.е. на посту). Вопрос «Давно ли?» можно понять двояко: как уточняющий время (первый час) и как относящийся к времени пребывания на посту часового. Спрашивающий имеет в виду первое, а отвечающий – второе. Многозначностью вызван комический эффект.
Великая педагогика:
Опыт работы с использованием блочно-модульной технологии преподавания
истории
Прежде, чем внедрить в практику своей работы блочно- модульную технологию я в течение 2 лет проводила среди учащихся 5 – 9 классов анкету и выясняла, в чём причины трудностей на уроке. Причины трудностей на уроке № Что мешает учиться лучше 2002–2003 2003–2004 1. Недоступность учебного материла 8 8 ...
Нормативно-правовая база антинаркотической программы
1 июня 2003 года в России начал действовать Государственный комитет Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических веществ. Новое ведомство возглавляет Виктор Васильевич Черкесов – Генерал полиции (соответствует званию генерала армии). Заслуженный юрист Российской Федерации, имеет госуд ...
Методические особенности решения
нестандартных задач
Главная цель задач ‑ развить творческое и математическое мышление учащихся, заинтересовать их математикой, привести к "открытию" математических фактов. Я считаю, что достичь этой цели с помощью обычных стандартных задач невозможно. Опыт использования ряда нестандартных задач показыв ...