С целью подтверждения гипотезы, мы выстроили структуру экспериментальной работы и исследовали педагогические условия, при которых развитие детского творчества на занятиях по сюжетному рисованию в старшем дошкольном возрасте будет являться наиболее эффективными. {LINKS}
Экспериментальное исследование проводилось на базе МДОУ комбинированного вида № 4 города Прокопьевска с мая 2010 по ноябрь 2010г. Для эксперимента были отобраны 16 детей в возрасте от 6 до 7 лет.
При отборе детей, участвующих в эксперименте, использовались следующие критерии:
половая гетерогенность группы;
адаптация ребенка к ДОУ.
В исследовании принимали участие 16 детей старшего дошкольного возраста Мы их разделили на 2 подгруппы: экспериментальную и контрольную. (см. таблицу №1)
Таблица №1
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
Саша Б. |
Коля И. |
Лера З. |
Катя А. |
Данил М. |
Миша Р. |
Нонна М. |
Лиза С. |
Кирилл С. |
Артём Л. |
Ира С. |
Катя О. |
Саша Т. |
Антон З. |
Даша Э. |
Ира Б. |
Первый этап - констатирующий; его задачи:
выявление исходного уровня сформированности изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста;
выявление состояния проблемы по использованию сюжетного рисования в развитии изобразительного творчества в практике.
Для решения первой задачи нами были выбраны следующие методы и методики:
1.1 Беседа с детьми. Этим методом были диагностированы потребность, интерес к творческой деятельности, увлеченность ею и самостоятельность в выполнении работы.
1.2 Тест для детей "Неполные фигуры" (Е.П. Торренс). Выбор указанного варианта задания объясняется тем, что предлагаемые в нем наглядные опоры активизируют всю психическую деятельность детей. Процесс дорисовывания и создания воображаемой картины позволяет выявить особенности операций анализа, синтеза, способности видеть целое раньше частей. Ребенок подчиняет свое воображение поставленной задаче, создавая новый целостный образ с использованием данной фигуры. В то же время предложение нарисовать картину обеспечивает условия для фантазирования, проявления внутренней позиции.
1.3 Метод анализ продуктов детской деятельности: нами изучались рисунки детей. С помощью этого метода нам удалось диагностировать остальные критерии - владение техническими навыками и умениями, изобразительно-выразительными средствами для создания образа и проявления творчества.
2. Для решения второй задачи проводилась беседа с педагогом, изучались планы руководителя по изобразительной деятельности.
Второй этап - формирующий.
Великая педагогика:
Работоспособность учащихся профессионально-технических учебных заведений и приёмы её активизации
Вы не когда не задумывались о том, что такое работоспособность и от чего она зависит? Что заставляет некоторых людей трудится непокладая рук, а других при первой же возможности всячески избегать работы, чтобы лишний раз дать своему организму передохнуть? Людей, которые быстро устают, мы зачастую не ...
Воспитание в семье
Ведущую роль в формировании юных римлян играло домашнее обучение и воспитание. Первоначально римская педагогия ограничивалась патриархальным семейным воспитанием, с главной ролью матери. В родном семействе дети, как мальчики, так и девочки, рано приучались к опрятности, решительности, простоте и бл ...
Подготовка детей-сирот к будущей жизнедеятельности
Подготовка к самостоятельной взрослой, семейной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социализация и интеграция в современное общество после выпуска из детского дома является серьезной и актуальной, как в теоретическом, так и в практическом плане. Одним из важнейших условий ...