С целью подтверждения гипотезы, мы выстроили структуру экспериментальной работы и исследовали педагогические условия, при которых развитие детского творчества на занятиях по сюжетному рисованию в старшем дошкольном возрасте будет являться наиболее эффективными. {LINKS}
Экспериментальное исследование проводилось на базе МДОУ комбинированного вида № 4 города Прокопьевска с мая 2010 по ноябрь 2010г. Для эксперимента были отобраны 16 детей в возрасте от 6 до 7 лет.
При отборе детей, участвующих в эксперименте, использовались следующие критерии:
половая гетерогенность группы;
адаптация ребенка к ДОУ.
В исследовании принимали участие 16 детей старшего дошкольного возраста Мы их разделили на 2 подгруппы: экспериментальную и контрольную. (см. таблицу №1)
Таблица №1
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
Саша Б. |
Коля И. |
Лера З. |
Катя А. |
Данил М. |
Миша Р. |
Нонна М. |
Лиза С. |
Кирилл С. |
Артём Л. |
Ира С. |
Катя О. |
Саша Т. |
Антон З. |
Даша Э. |
Ира Б. |
Первый этап - констатирующий; его задачи:
выявление исходного уровня сформированности изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста;
выявление состояния проблемы по использованию сюжетного рисования в развитии изобразительного творчества в практике.
Для решения первой задачи нами были выбраны следующие методы и методики:
1.1 Беседа с детьми. Этим методом были диагностированы потребность, интерес к творческой деятельности, увлеченность ею и самостоятельность в выполнении работы.
1.2 Тест для детей "Неполные фигуры" (Е.П. Торренс). Выбор указанного варианта задания объясняется тем, что предлагаемые в нем наглядные опоры активизируют всю психическую деятельность детей. Процесс дорисовывания и создания воображаемой картины позволяет выявить особенности операций анализа, синтеза, способности видеть целое раньше частей. Ребенок подчиняет свое воображение поставленной задаче, создавая новый целостный образ с использованием данной фигуры. В то же время предложение нарисовать картину обеспечивает условия для фантазирования, проявления внутренней позиции.
1.3 Метод анализ продуктов детской деятельности: нами изучались рисунки детей. С помощью этого метода нам удалось диагностировать остальные критерии - владение техническими навыками и умениями, изобразительно-выразительными средствами для создания образа и проявления творчества.
2. Для решения второй задачи проводилась беседа с педагогом, изучались планы руководителя по изобразительной деятельности.
Второй этап - формирующий.
Великая педагогика:
Характеристики образа восприятия
Основные характеристики этого образа — образа восприятия, или перцептивного образа, не только отдельного объекта, но и всей воспринимаемой наличной ситуации, поскольку свойства образа объекта во многом определяются контекстом восприятия. Предметность. Эта характеристика образа восприятия указывает ...
Современный этап развития казахских музыкальных
инструментов
На современном этапе развития в Казахстане сформировалась разветвленная структура музыкальной культуры. Здесь каждый может найти то, что ему по душе. Наряду с исполнительским и композиторским творчеством в европейских жанрах в республике продолжают развиваться традиционные формы музицирования, функ ...
Причины орфографической безграмотности
С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются проблемы с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, часто допускают орфографические ошибки. В чем заключаются причины орфографических ошибок в школе? Пытаться перечислить решительно все причины явно непосиль ...