Материнская (эмоциональная) депривация. В течение жизни большинство людей вовлечены в значимые межличностные отношения. Первая, бесспорно наиболее важная связь устанавливается между младенцем и матерью или тем, кто заботится о ребенке. Из этих тесных привязанностей человек черпает свои силы и житейские радости. Первая привязанность ребенка – это привязанность к матери. Первые реакции на привязанность образуют основу для последующих отношений с ровесниками, родственниками, другими взрослыми, супругами или возлюбленными. {LINKS}
Младенцы, за которыми ухаживают постоянно сменяющие друг друга люди, удовлетворяющие лишь их основные физические потребности, просто не в состоянии развить отношения привязанности. Результатом становятся глубокая апатия, уход в себя и, как правило, угнетение различных функций ребенка, что со временем приводит к развитию неадекватной личности. Невозможность установления привязанности сопровождается у ребенка отсутствием чувства вины, неспособностью подчиняться правилам и формированием потребности во внимании и ласке.
Выготский Л.С. и его последователи считают, что источник развития лежит не внутри, а вне ребенка, в продуктах материальной и духовной культуры, которая раскрывается каждому ребенку взрослым человеком в процессе общения и специально организованной совместной деятельности. Поэтому путь ребенка к вещам и удовлетворению собственных потребностей, всегда пролегает через отношение к другому человеку. Вот почему начало психической жизни состоит в формировании у ребенка специфически человеческой потребности в общении. В ходе длительных наблюдений и экспериментов доказано, что эта потребность возникает не на основе удовлетворения органических нужд ребенка, а специально формируется в общении ребенка и взрослого, инициатором которого в первые дни жизни ребенка является взрослый. Выготский Л.С. считал, что общение со взрослым – основной путь проявления собственной активности ребенка. Отношение ребенка к миру – зависимая и производная величина от самых непосредственных и конкретных его отношений к взрослому человеку.
Психиатр Дж. Боулби отмечал, что «тесная привязанность к другим человеческим существам является той осью, вокруг которой вращается жизнь человеческого индивидуума, не только когда он еще младенец, ребенок или школьник, но и в период его отрочества, годы зрелости и так вплоть до старости». Дж. Боулби отмечает, что материнская депривация возникает из-за недополучения материнской любви и является причиной неврозов в будущем. Материнскую заботу можно условно разделить на ряд составляющих: кормление, уход, прижимание к себе, улыбка, теплота и т.п. Если по одной или ряду составляющих ребенок депривируется, то, перейдя определенный порог страдания, депривация приводит к замедленному психическому развитию либо образованию защитного поведения.
Психосоциальная депривация. Результат данного вида депривации - так называемое расстройство привязанности – выраженное нарушение общения с ближним социумом, которое проявляется в устойчивом нежелании вступать в контакт или поддерживать общение с окружающими, апатии, снижении или отсутствии инициативы, отсутствии или недостаточности любопытства или общительности. Наблюдается неразборчивая общительность, например, чрезмерная фамильярность с почти незнакомыми людьми, постоянные просьбы о чем-то и требования повышенного внимания. Причинами этого служат значительные недостатки в заботе о ребенке. В случае интернатного учреждения это – постоянное пренебрежение основными эмоциональными потребностями ребенка в комфорте и внимании, повторяющаяся смена лиц, осуществляющих уход за ребенком так, что устойчивая привязанность невозможна (частая смена персонала, воспитателей и пр.). Постоянное игнорирование основных физических потребностей ребенка-сироты, включая питание, уборку и защиту от физической опасности и нападения.
Психосоциальная депривация (идентичности) – это ограниченная возможность для установления самостоятельной социальной роли. Склонность к замещающему удовлетворению потребностей обнаруживается чаще всего у детей, поступивших в учреждение только на третьем году жизни, когда предшествующие периоды жизни были проведены в семейной среде, где им не уделялось в достаточной мере индивидуальная забота и внимание, так что их жизнь, по – видимому, лишь незначительно отличалась от жизни в среде учреждений.
Великая педагогика:
Денотаты и коннотации
Денотатом называют предметное значение слова или, говоря иначе, его словарное определение. Например, толковый словарь определяет понятие "отец" как "родитель мужского пола". Это определение и является денотатом данного слова. Понятие "коммунизм" определяется как " ...
Проблема мотивации учебной деятельности в отечественной литературе
Учебная деятельность занимает практически все годы становления личности, начиная с детского сада и кончая обучением в средних и высших профессиональных учебных заведениях. Получение образования является непременным требованием любой личности, поэтому проблема мотивации обучения является одной из це ...
Функции и виды контроля знаний в
педагогическом процессе
Контроль - неотъемлемая часть обучения. В зависимости от функций, которые выполняет контроль в учебном процессе, можно выделить три основных его вида: предварительный, текущий, итоговый, рассматриваемые как средства контроля за уровнем (качеством) усвоения Назначение предварительного контроля состо ...