Материнская (эмоциональная) депривация. В течение жизни большинство людей вовлечены в значимые межличностные отношения. Первая, бесспорно наиболее важная связь устанавливается между младенцем и матерью или тем, кто заботится о ребенке. Из этих тесных привязанностей человек черпает свои силы и житейские радости. Первая привязанность ребенка – это привязанность к матери. Первые реакции на привязанность образуют основу для последующих отношений с ровесниками, родственниками, другими взрослыми, супругами или возлюбленными. {LINKS}
Младенцы, за которыми ухаживают постоянно сменяющие друг друга люди, удовлетворяющие лишь их основные физические потребности, просто не в состоянии развить отношения привязанности. Результатом становятся глубокая апатия, уход в себя и, как правило, угнетение различных функций ребенка, что со временем приводит к развитию неадекватной личности. Невозможность установления привязанности сопровождается у ребенка отсутствием чувства вины, неспособностью подчиняться правилам и формированием потребности во внимании и ласке.
Выготский Л.С. и его последователи считают, что источник развития лежит не внутри, а вне ребенка, в продуктах материальной и духовной культуры, которая раскрывается каждому ребенку взрослым человеком в процессе общения и специально организованной совместной деятельности. Поэтому путь ребенка к вещам и удовлетворению собственных потребностей, всегда пролегает через отношение к другому человеку. Вот почему начало психической жизни состоит в формировании у ребенка специфически человеческой потребности в общении. В ходе длительных наблюдений и экспериментов доказано, что эта потребность возникает не на основе удовлетворения органических нужд ребенка, а специально формируется в общении ребенка и взрослого, инициатором которого в первые дни жизни ребенка является взрослый. Выготский Л.С. считал, что общение со взрослым – основной путь проявления собственной активности ребенка. Отношение ребенка к миру – зависимая и производная величина от самых непосредственных и конкретных его отношений к взрослому человеку.
Психиатр Дж. Боулби отмечал, что «тесная привязанность к другим человеческим существам является той осью, вокруг которой вращается жизнь человеческого индивидуума, не только когда он еще младенец, ребенок или школьник, но и в период его отрочества, годы зрелости и так вплоть до старости». Дж. Боулби отмечает, что материнская депривация возникает из-за недополучения материнской любви и является причиной неврозов в будущем. Материнскую заботу можно условно разделить на ряд составляющих: кормление, уход, прижимание к себе, улыбка, теплота и т.п. Если по одной или ряду составляющих ребенок депривируется, то, перейдя определенный порог страдания, депривация приводит к замедленному психическому развитию либо образованию защитного поведения.
Психосоциальная депривация. Результат данного вида депривации - так называемое расстройство привязанности – выраженное нарушение общения с ближним социумом, которое проявляется в устойчивом нежелании вступать в контакт или поддерживать общение с окружающими, апатии, снижении или отсутствии инициативы, отсутствии или недостаточности любопытства или общительности. Наблюдается неразборчивая общительность, например, чрезмерная фамильярность с почти незнакомыми людьми, постоянные просьбы о чем-то и требования повышенного внимания. Причинами этого служат значительные недостатки в заботе о ребенке. В случае интернатного учреждения это – постоянное пренебрежение основными эмоциональными потребностями ребенка в комфорте и внимании, повторяющаяся смена лиц, осуществляющих уход за ребенком так, что устойчивая привязанность невозможна (частая смена персонала, воспитателей и пр.). Постоянное игнорирование основных физических потребностей ребенка-сироты, включая питание, уборку и защиту от физической опасности и нападения.
Психосоциальная депривация (идентичности) – это ограниченная возможность для установления самостоятельной социальной роли. Склонность к замещающему удовлетворению потребностей обнаруживается чаще всего у детей, поступивших в учреждение только на третьем году жизни, когда предшествующие периоды жизни были проведены в семейной среде, где им не уделялось в достаточной мере индивидуальная забота и внимание, так что их жизнь, по – видимому, лишь незначительно отличалась от жизни в среде учреждений.
Великая педагогика:
Понятие: профессиональное самоопределение старшеклассников
Профессиональное самоопределение в отечественной науке понимается и как компонент личностного новообразования старшего школьного возраста, и как длительный процесс самореализации личности в профессиональной деятельности. Профессиональное самоопределение можно рассматривать как процесс формирования ...
Народная сказка как средство обогащения
экспрессивной лексики старших дошкольников
Народная сказка, являясь доступной пониманию ребенка старшего дошкольного возраста, является могучим средством формирования образности речи. Именно в русской народной сказке имеется наличие всех необходимых элементов образности, сказка оказывает большое воспитательное и обучающее влияние на ребенка ...
Пейзажное рисование. Сущность. Виды
Пейзаж (фр. рaysage от рays – местность, страна) – жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение первозданной или измененной человеком природы. Однако пейзаж – это не просто изображение общих свойств природы, ее естественных закономерностей (время года, суток, погода), вх ...