Особенности психологического развития детей, лишенных родительского попечительства

Педагогическая информация » Индивидуальное развитие детей-сирот » Особенности психологического развития детей, лишенных родительского попечительства

Страница 2

Открытие феномена депривации оказалось настолько важным, что породило целое направление в науке, существующее и развивающееся и в настоящее время. Приведем некоторые данные, позволяющие разобраться в том, какое содержание вкладывается современными психологами в понятие депривации. Существуют различные виды депривации. Но большинство исследователей выделяют следующие виды депривации: сенсорную, двигательную, материнскую (эмоциональную) и др. {LINKS}

Сенсорная депривация. Сеченов И.М. в своей работе «Рефлексы головного мозга» писал о том, что одним из необходимых условий нормальной психической деятельности человека является известный минимум раздражителей, поступающих в мозг через органы чувств. Экспериментальные исследования, целью которых было всестороннее изучение влияния ограничения раздражителей на психическое состояние человека, были начаты Д.О. Хеббом в 40-х годах и продолжены целым рядом зарубежных и отечественных исследователей. На основании полученных экспериментальных данных был сделан следующий вывод: в условиях сенсорной изоляции у человека возникают необычные психические состояния, которые вначале носят функциональный, обратимый характер. Необходимо отметить, что они возникают не у каждого человека. При значительном увеличении сроков изоляции эти функциональные изменения переходят в патологические – возникают нервнопсихические заболевания (неврозы и психозы).

Ребенок, оказавшись в детском доме, интернате или другом учреждении сиротского типа, часто оказывается в обедненной стимулами среде. Такая среда, вызывая сенсорный голод, вредна для человека в любом возрасте. Однако для ребенка она особенно губительна. Многочисленные психологические исследования показывают, что необходимым условием для нормального созревания мозга в младенческом и раннем возрасте является достаточное количество внешних впечатлений, так как именно в процессе поступления в мозг и переработки разнообразной информации из внешнего мира происходит упражнение органов чувств и соответствующих структур мозга. Российский психолог Л.И. Божович выдвинула гипотезу о том, что именно потребность во впечатлениях играет роль ведущей в психическом развитии ребенка, возникая примерно на третьей – пятой неделе жизни и являясь базой для формирования других социальных потребностей, в том числе и потребности общения ребенка с матерью.

Двигательная депривация. Движение – комплекс психофизиологических функций, реализуемых двигательным аппаратом организма. Движение является основным медиатором взаимодействия человека с внешней средой. С последствиями двигательной депривации сталкиваются всякий раз, когда возникает резкое ограничение движения. Например, в результате травм и болезней. Особенно тяжелы последствия двигательной депривации для детей. Существуют данные, что дети, двигательная активность которых в силу медицинских причин в течение длительного времени была сильно ограничена, нередко испытывают состояние депрессии, которое может «прорываться» взрывами ярости и агрессивности. Известный русский психолог и педагог И.А. Сикорский говорил, что ребенку необходимо предоставлять свободу действий, поощряя его двигательную активность, чтобы давать ему повод как можно чаще и полнее напрягать и упражнять мышцы. Современные представления психологов таковы, что ограничения детей в стремлении двигаться (бегать, лазать, ползать, прыгать) приводят к возникновению тревожности, раздражительности, агрессивному поведению. Дж. Уотсон и К. Рэйми (1972) показали, что стимулирующая окружающая среда играет решающую роль в развитии маленьких детей. У детей должна быть возможность через двигательную активность преобразовывать действительность, влиять на окружающую среду.

Если маленькие дети-сироты не получают «непосредственного поощрения в форме последовательной и сопряженной обратной связи за появление у них таких двигательных, речевых и социальных достижений, как манипулирование игрушкой, указательно-просительные движения, улыбка, крик и вокализация (произнесение звуков, слогов, лепетание), многие из этих детей на собственном опыте убеждаются в том, что их попытки влиять на окружение ни к чему не приводят, и не пытаются делать это в дальнейшем». Поэтому дети-сироты часто проявляют пассивность или агрессию в ответ на неспособность изменить окружающую среду и вызванное этим состояние фрустрации.

Страницы: 1 2 3 4

Великая педагогика:

Подвижные игры различной направленности
выносливость скоростно-силовые быстрота коорди-национные комплексные Мяч от стены Создавай круг Накорми птиц Загони шайбу Косарь Опасная прогулка Отними ленту! Угадай погоду Бросай первым Карусели Прыжок за прыжком Кто больше осилит! Кому, что надо Попади в цель Конек-горбунок Догони! Помоги, друг! ...

Анализ использования в начальной школе активных методов обучения
Учителя гимназии №1 взяли на себя очень трудную задачу: формировать и реализовывать образование повышенного уровня, сохраняя при этом индивидуальный подход. Мои эксперименты связаны с индивидуальным развитием каждого учащегося. Когда мы пришли на практику в гимназию №1 в 3 «в» класс, я сразу попрос ...

Особенности психофизического развития школьников с умственной отсталостью
Умственно отсталые дети, помимо стойкого недоразвития познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы, вследствие органического поражения головного мозга, имеют сопутствующие дефекты развития и соматические заболевания. Это обстоятельство оказывает отрицательное влияние на усвоение умствен ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru