Для достижения цели перед нами предстояло решить ряд задач:
провести диагностические мероприятия с целью:
выявление самоопределение (беседа-опрос)
выявление ценностных ориентаций (методика М. Рокича)
составить программу социально-педагогической помощи в профессиональном самоопределении старшеклассников {LINKS}
реализовать программу социально-педагогической помощи и дать оценку эффективности программы
Исследование проводилось среди обучающихся средней общеобразовательной школы № 4 г. Благовещенска. В исследовании приняло участие 48 человек 16-17 лет, обучающихся в 11 классах. Исследование проводилось в рамках оказания социально-педагогической помощи обучающимся в профессиональном самоопределении. Проведению исследования предшествовала беседа с подростками с целью разъяснения направленности и задач проводимой работы. Особый акцент при этом был сделан на формировании личной заинтересованности старшеклассников в объективных результатах исследования (через разъяснение возможностей использования полученной в результате диагностики информации в целях выбора профиля обучения в 10-11 классах или другого учебного заведения для продолжения образования после 9 класса). Диагностическим мероприятиям также предшествовало объяснение старшеклассникам порядка и сроков проведения планируемого исследования. Диагностические мероприятия проходили анонимно.
Методы исследования:
опрос
анкетирование
тестирование
интерпретация и обработка результатов
Для характеристики социально-психологических условий личностного самоопределения старшеклассника мы диагностировали качественные характеристики личностного самоопределения старшеклассника, выявили их личностные особенности. Определили влияние социальной среды на профессиональное самоопределение. Диагностика в ходе констатирующего эксперимента исходила из выделенных критериев, уровней и показателей личностного самоопределения старшеклассника. С позиции личностного подхода к процессу профессионального самоопределения – мы исходили из формирования профессиональных намерений под влиянием общего развития и первоначальной ориентировки в различных сферах труда.
Исследование велось с использованием разработанных анкет и стандартных методик.
1) Для выявления самоопределения с выбором профессии со старшеклассниками проводилась индивидуальная беседа-опрос по профессиональному самоопределению.
Разработанная анкета позволит собрать информацию о профессиональном самоопределении выпускников, определить факторы, влияющие на профессиональное самоопределение, а так же послужит основанием для составления программы социально-педагогической помощи старшеклассника в профессиональном самоопределении.
2) Что бы определить сформированность личных качеств была применена методика определения ценностных ориентаций М. Рокича.
С помощью методики мы определили влияние личностных качеств на профессиональное самоопределение. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции.
Методика изучения ценностных ориентации М. Рокича основана на прямом ранжировании списка ценностей.
М. Рокич различает два класса ценностей:
терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;
инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.
Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.
Респонденту предъявляются два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.
По словам М. Рокича, задача исследователя заключается в том, чтобы в каждом случае уловить индивидуальную закономерность субъективного структурирования испытуемым своей системы ценностных ориентаций. Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются «конкретные» и «абстрактные» ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентаций. Экспериментатор должен попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов.
Великая педагогика:
Взаимосвязь речевого развития и развития произвольного поведения у
дошкольников
Наиболее универсальной системой знаковых средств является речь. Поэтому центральной линией развития произвольного поведения у Л.С. Выготского является развитие речевого опосредования. Он пишет: «С помощью речи в сферу объектов, доступных для преобразования ребёнком, включается его собственное повед ...
Работоспособность учащихся профессионально-технических учебных заведений и приёмы её активизации
Вы не когда не задумывались о том, что такое работоспособность и от чего она зависит? Что заставляет некоторых людей трудится непокладая рук, а других при первой же возможности всячески избегать работы, чтобы лишний раз дать своему организму передохнуть? Людей, которые быстро устают, мы зачастую не ...
Причины необъективности педагогической
оценки
По поводу процедуры выставления отметок, которую принято называть контролем или проверкой знаний, умений и навыков, справедливо замечают, что допускается смешение понятий, так как мы имеем дело с двумя различными процессами: процессом определения уровней знаний и процессом установления ценности дан ...