Определение педагогических способностей

Страница 1

Н. Д. Левитов под педагогическими способностями понимал ряд качеств, имеющих отношение к различным сторонам личности учителя, являющихся условиями успешного выполнения педагогической деятельности. А именно: 1) способности к передаче детям знаний в краткой и интересной форме; 2) способность понимать учеников, базирующаяся на наблюдательности; 3) самостоятельный и творческий склад мышления; 4) находчивость или быстрая и точная ориентировка; 5) организаторские способности, необходимые как для обеспечения системы работы самого учителя, так и для создания хорошего ученического коллектива. {LINKS}

Ф. Н. Гоноболин, выполняя свое исследование под руководством Б. М. Теплова, делил качества учителя на собственно педагогические способности и свойства, которые сопутствуют им. В структуру собственно педагогических способностей он включал:

1) способность делать учебный материал доступным учащимся;

2) понимание учителем ученика;

3) творчество в работе;

4) педагогически волевое влияние на детей;

5) способность организовать детский коллектив;

6) интерес к детям;

7) содержательность и яркость речи;

8) ее образность и убедительность;

9) педагогический такт;

10) способность связывать учебный материал с жизнью;

11) наблюдательность;

12) педагогическую требовательность (психологический анализ педагогических способностей).

Позднее психолого-педагогические проблемы понимания учителем ученика были предметом специального исследования С. В. Кондратьевой, социально-психологические аспекты способностей учителя исследовались в трудах Я. Л. Коломинского и его ученика Н. А. Березовика.

Поскольку организаторский компонент в педагогическом труде очень важен, для нас интересно исследование способностей к организаторской деятельности Л. И. Уманского. Он выделил следующие 18 типичных свойств личности, присущих способным организаторам:

1) способность «заряжать» своей энергией других людей, активизировать их;

2) практически психологический ум как качество, обеспечивающее способность находить наилучшее практическое применение каждому человеку в зависимости от его индивидуально-психологических особенностей;

3) способность понимать психологию людей и верно на нее реагировать;

4) способность видеть недостатки в действиях и поступках других людей (критичность);

5) психологический такт — способность установить контакт с другими людьми;

6) общий уровень развития как показатель сообразительности и общих умственных способностей;

7) инициативность;

8) требовательность к другим людям;

9) склонность к организаторской деятельности;

10) практичность;

11) самостоятельность в отличие от внушаемости и слепой подражательности;

12) наблюдательность;

13) самообладание;

14) общительность;

15) настойчивость;

16) активность;

17) работоспособность;

18) организованность.

Если из всего приведенного перечисления качеств, необходимых для успешности педагогического и организаторского труда, попытаться извлечь «неважные», то сделать это окажется почти невозможным. Все важно. Более того, этот список можно значительно увеличиться если все перечисленное относится к педагогическим способностям, то правомерно ли говорить о них особо? Поскольку непрофессиональной педагогической деятельностью занимаются все люди, то, может быть, специальных педагогических способностей и вовсе нет? А если согласиться, что перечисленные качества и есть педагогические способности, то, как от них перейти к методике их формирования? В чем их «ядро»? Есть ли оно? Как его вычленить?

Два ряда фактов свидетельствуют о наличии специальных педагогических способностей. Во-первых, далеко не все профессиональные педагоги, знающие предмет и имеющие подчас значительный стаж работы, успешно справляются с педагогическим трудом по показателям деятельности учащихся: 1) глубина и разносторонность их знаний; 2) интерес их учащихся к предмету; 3) интерес учащихся к сложным разделам предмета; 4) умение самостоятельно работать над предметом; 5) обобщение и перенос знаний, полученных в данном предмете, на другие (установление межпредметных связей). Во-вторых, встречаются профессиональные педагоги, которые, несмотря на ответственное отношение к делу, не достигают высоких результатов в педагогическом труде (в отношении всех или подавляющего большинства учащихся).

Страницы: 1 2

Великая педагогика:

Констатирующий эксперимент. Выявление уровня связной речи у детей 6 лет с ОНР III уровня
Таким образом , целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в системе логопедической работы с детьми ОНР III уровня. Это определяется, прежде всего, ведущей ролью связной речи в обучении детей дошкольного возраста. Отмечаемое у них системное речевое недоразвитие, как правило ...

Значение, цели и задачи экологического воспитания детей
Экология как наука существует десятки лет. Не удивительно, что экология стала очень популярной в последние тридцать лет, когда во многих странах люди на себе почувствовали, что ухудшение состояния окружающей среды отрицательно влияет на здоровье людей и качество жизни. Это коснулось буквально всех ...

Подбор соответствующего реквизита и технических средств
За годы существования группы для незрячих детей в 204 дошкольном учреждении постоянно накапливался реквизит для проведения подвижных игр. Сюда входят различные звучащие принадлежности, различные по осязанию поверхности, технические средства. К звучащим пособиям относятся: Специальные браслеты – пре ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru