Художественно-педагогический потенциал уроков тематического рисования как средства приобщения школьников к национальной культуре

Педагогическая информация » Методика обучения школьников выполнению тематической композиции на уроках изобразительного искусства » Художественно-педагогический потенциал уроков тематического рисования как средства приобщения школьников к национальной культуре

Страница 1

Предметный мир, окружающий человека, всегда несет на себе следы его трудовой, преобразующей деятельности. Общество, в котором мы живем, должно заботиться об образованности подрастающего поколения, стремиться приобщать молодежь к ценностям культуры и искусства народа, формировать активную жизненную позицию молодежи с помощью духовных ценностей, осуществляя при этом воспитательную функцию в процессе развития и становления личности. {LINKS}

На современном этапе развития общества художественная культура каждого народа приобретает особую роль, становясь достоянием всего человечества, воплощая в себе как эстетические, так и духовно-нравственные, этические идеалы общества. В силу своих специфических возможностей памятники культуры и искусства, в частности культовые и мемориальные сооружения, создают особые условия для приобщения учащихся к культурному наследию народа, могут выступать важным компонентом в формировании духовно-нравственной и художественной культуры школьников. Общество и окружающий предметный мир являются важной средой в формировании личности человека с определенными взглядами, ценностными ориентирами, моралью и его национальными культурно-художественными традициями.

В большинстве исследований современных ученых подчеркивается значение эстетической культуры в развитии личности (Б.М. Неменский, Ю.У. Фохт-Бабушкин, Р.М. Чумичева, Б.П. Юсов). Изобразительное искусство рассматривается авторитетными учёными педагогами, психологами как важный аспект формирования художественной культуры и средство художественно-творческого развития личности (Т.С. Бакушинский, М.М. Байрамбеков, А.С. Выготский, Е.А. Игнатьев, Т.С. Комарова, В.С.Кузьмин, И.М. Раджабов, Н.П. Сакулина, Б.М. Теплов, Т.Я. Шпикалова).

В приобщении школьников к эстетике памятников истории и культуры в процессе обучения изобразительному искусству видим источник развития изобразительной художественной деятельности учащихся через раскрытие их внутреннего творческого потенциала, через понимание языка изобразительного искусства, отражение общечеловеческих ценностей: доброты, любви к красоте, гармонии. Знания о ценностях культуры и искусства в начальный период школьного обучения необходимы для детей, которые проходят через психологически сложный период развития чувств.

В это время у учащихся происходит смена преобладающих видов различной художественно-творческой деятельности, у большинства расширяется интерес, углубляются знания об окружающем мире и человеке, что связано, прежде всего, с повышенным эмоционально-чувственным напряжением у детей данного возраста. В этот период необходимо дать ребенку возможность самореализации в художественно-творческой изобразительной деятельности, последовательно приобщая их к ценностям художественной культуры.

«Учитель как носитель национальной культуры выступает как проводник художественных идей народного творчества, раскрывающий перед детьми широкий простор отечественной и мировой культуры, не ограниченный временными рамками, формирует качества гуманитарного мышления учащихся, проявляющиеся в диалоге культур»

Мир народного искусства - мир целостного человека. Он создается условиями природного окружения. Как и прежде, человек, пользуясь благами природы, добытыми трудом на земле, чувствует себя внутри природы; он связан с жизнью села в целом.

Программа гармоничного развития личности в нашей стране требует от общеобразовательной школы такой подготовки подрастающего поколения к жизни, чтобы она соответствовала научно-техническому прогрессу, уровню развития современной культуры. В связи с этим в 1960-е годы были пересмотрены учебные планы общеобразовательной школы, сокращен срок начального обучения до трех лет, коренным образом переработаны учебные программы по всем дисциплинам, в том числе и по изобразительному искусству. Для учащихся, проявляющих повышенный интерес к отдельным учебным предметам, введены дополнительные факультативные занятия. Практический характер занятий рисованием дает возможность приобщить учащихся к самым различным видам работы: в I — III классах — объединение занятий рисованием с трудом (различные виды поделок), в IV -VI классах — художественное конструирование (дизайн) и т. п.

Страницы: 1 2 3

Великая педагогика:

Педагогическая оценка как стимул
Педагогическую оценку правомерно рассматривать как особого рода стимул. В мотивации индивидуального поведения при возникновении потребности в интеллектуальном и нравственном развитии в специфических видах деятельности-обучении и воспитании - педагогическая оценка играет ту же самую роль, какую выпо ...

Диагностика уровня познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
Для изучения познавательной активности детей старшего дошкольного возраста на базе ДОУ «Ромашка» города Ноябрьска был проведен эксперимент. В эксперименте приняли участие дети старшей группы в количестве 20 человек. Они были поделены на две группы: экспериментальную и контрольную (по 10 человек в к ...

Воспитание в семье
Ведущую роль в формировании юных римлян играло домашнее обучение и воспитание. Первоначально римская педагогия ограничивалась патриархальным семейным воспитанием, с главной ролью матери. В родном семействе дети, как мальчики, так и девочки, рано приучались к опрятности, решительности, простоте и бл ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru