Предметный мир, окружающий человека, всегда несет на себе следы его трудовой, преобразующей деятельности. Общество, в котором мы живем, должно заботиться об образованности подрастающего поколения, стремиться приобщать молодежь к ценностям культуры и искусства народа, формировать активную жизненную позицию молодежи с помощью духовных ценностей, осуществляя при этом воспитательную функцию в процессе развития и становления личности. {LINKS}
На современном этапе развития общества художественная культура каждого народа приобретает особую роль, становясь достоянием всего человечества, воплощая в себе как эстетические, так и духовно-нравственные, этические идеалы общества. В силу своих специфических возможностей памятники культуры и искусства, в частности культовые и мемориальные сооружения, создают особые условия для приобщения учащихся к культурному наследию народа, могут выступать важным компонентом в формировании духовно-нравственной и художественной культуры школьников. Общество и окружающий предметный мир являются важной средой в формировании личности человека с определенными взглядами, ценностными ориентирами, моралью и его национальными культурно-художественными традициями.
В большинстве исследований современных ученых подчеркивается значение эстетической культуры в развитии личности (Б.М. Неменский, Ю.У. Фохт-Бабушкин, Р.М. Чумичева, Б.П. Юсов). Изобразительное искусство рассматривается авторитетными учёными педагогами, психологами как важный аспект формирования художественной культуры и средство художественно-творческого развития личности (Т.С. Бакушинский, М.М. Байрамбеков, А.С. Выготский, Е.А. Игнатьев, Т.С. Комарова, В.С.Кузьмин, И.М. Раджабов, Н.П. Сакулина, Б.М. Теплов, Т.Я. Шпикалова).
В приобщении школьников к эстетике памятников истории и культуры в процессе обучения изобразительному искусству видим источник развития изобразительной художественной деятельности учащихся через раскрытие их внутреннего творческого потенциала, через понимание языка изобразительного искусства, отражение общечеловеческих ценностей: доброты, любви к красоте, гармонии. Знания о ценностях культуры и искусства в начальный период школьного обучения необходимы для детей, которые проходят через психологически сложный период развития чувств.
В это время у учащихся происходит смена преобладающих видов различной художественно-творческой деятельности, у большинства расширяется интерес, углубляются знания об окружающем мире и человеке, что связано, прежде всего, с повышенным эмоционально-чувственным напряжением у детей данного возраста. В этот период необходимо дать ребенку возможность самореализации в художественно-творческой изобразительной деятельности, последовательно приобщая их к ценностям художественной культуры.
«Учитель как носитель национальной культуры выступает как проводник художественных идей народного творчества, раскрывающий перед детьми широкий простор отечественной и мировой культуры, не ограниченный временными рамками, формирует качества гуманитарного мышления учащихся, проявляющиеся в диалоге культур»
Мир народного искусства - мир целостного человека. Он создается условиями природного окружения. Как и прежде, человек, пользуясь благами природы, добытыми трудом на земле, чувствует себя внутри природы; он связан с жизнью села в целом.
Программа гармоничного развития личности в нашей стране требует от общеобразовательной школы такой подготовки подрастающего поколения к жизни, чтобы она соответствовала научно-техническому прогрессу, уровню развития современной культуры. В связи с этим в 1960-е годы были пересмотрены учебные планы общеобразовательной школы, сокращен срок начального обучения до трех лет, коренным образом переработаны учебные программы по всем дисциплинам, в том числе и по изобразительному искусству. Для учащихся, проявляющих повышенный интерес к отдельным учебным предметам, введены дополнительные факультативные занятия. Практический характер занятий рисованием дает возможность приобщить учащихся к самым различным видам работы: в I — III классах — объединение занятий рисованием с трудом (различные виды поделок), в IV -VI классах — художественное конструирование (дизайн) и т. п.
Великая педагогика:
Характеристика нарушения зрения у детей
Под остротой зрения подразумевается “способность глаз видеть раздельно две светящиеся точки при минимальном расстоянии между ними”. За нормальную остроту зрения принимается “способность различать детали объекта под углом зрения, равным 1 минуте” В зависимости от степени снижения остроты зрения на л ...
Диагностика и обучение одаренных детей
Итак, по каким же признакам отличить обычного ребенка от гения? Выделяют три особенности одаренного ребенка: Опережающее познавательное развитие. Психо-социальная чувствительность. Одаренные дети, впрочем как и взрослые, обладают повышенным чувством справедливости, чувствительностью, зависимостью о ...
Классификация способностей
На исследования проблемы способностей в советской психологии наибольшее влияние оказали труды таких выдающихся теоретиков психологии, как Б. М. Теплов, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, К. К. Платонов, Б. Ф. Ломов. Педагогические способности были предметом специального рассмотрения в работах Н. Д. ...