Подходы к изучению грамматики

Страница 1

Авторы обучающих методов ставили перед собой несколько вопросов:

1. Должны ли методы быть связаны с грамматической программой?

2. Должны ли грамматические правила быть ясными и точными?

Разнообразные пути решения данных вопросов помогли отличить методики друг от друга. Зарубежный методист Scott Thornburry описывает несколько подходов к изучению грамматики. Рассмотрим выделенные им подходы. {LINKS}

Грамматико-Переводный. Исходя из названия, автор утверждает, что грамматику необходимо воспринимать как отправную точку для инструкции. "Грамматико-Переводной метод следовал программе по грамматике, и уроки типично начинались с правила, которое сопровождалось упражнениями, включающие в себя перевод, как на родной язык, так и с родного языка."

Прямой метод, появившийся в середине - конце девятнадцатого века, бросил вызов способу, по которому Грамматико-Переводный метод фокусировался исключительно на письменном языке. Сторонники метода называли прямой метод 'естественным'. Прямой Метод поставил приоритетными устные навыки, и после изучения грамматических структур, отклонил обучение грамматике.

Аудиолингвальный, следовавший за Прямым Методом, был еще более строг в своем отклонении от обучения грамматики. Аудиолингвальный метод получил свою теоретическую основу на бихевиористской психологии, которая рассматривала язык как простую форму поведения, и был изучен через формирование правильных привычек. Аудиолингвальные программы состояли из ранжированных листов рисунков предложений. Эти рисунки представляли основу для тренировочных упражнений.

Подходам и методам обучения грамматике посвящено множество работ. Традиционно методисты выделяют два основных подхода к обучению грамматике - эксплицитный и имплицитный.

Имплицитный подход реализуется двумя основными методами - структурным и коммуникативным.

Структурный метод. В основу положены упражнения на отработку структурных моделей. Метод ассоциируется с именем Х. Пальмера, автором первых подстановочных таблиц, изданных в 1916 г. и предполагает следующую последовательность действий:

Аудирование речевых образцов с грамматической структурой в той или иной последовательности;

Хоровое и индивидуальное проговаривание образцов за учителем или диктором;

Вопросно-ответные упражнения с учителем и в парах с использованием отрабатываемых структур;

Учебный диалог с несколькими структурами.

Методологи определяют следующие плюсы данного метода:

грамматическая структура становится объектом длительной и специальной отработки;

у учащихся формируется динамический стереотип, готовность и способность автоматизировано употреблять готовую грамматическую структуру в речи, поскольку частота повторения однотипных действий с ней фиксирует ее в памяти как неделимое целое.

Авторы видят следующие минусы данного метода:

упражнения носят механический, монотонный характер;

учащимся скучно, они быстро устают;

упражнения исключают речевой характер отработки;

содержательная и речевая ценность предложений, как правило, невысока, поскольку все внимание направлено только на отработку формы.

Коммуникативный метод . Существует множество частных методов, начиная с метода гувернантки и заканчивая различными интенсивными методами. Наиболее общие для них положения:

Предваряющее слушание подлежащего к усвоению материала в конкретной речевой ситуации.

Имитация в речи при наличии речевой задачи, что исключает чисто механическое, бездумное повторение.

Группировка схожих по смыслу/форме фраз, одновременная отработка однотипных фраз, создание структурного образа речевой ситуации.

Разнообразие обстоятельств автоматизации.

Действия по аналогии в схожих ситуациях общения.

Преимущества коммуникативного метода, согласно авторам:

высокая степень мотивации учащихся;

речевая направленность отработки;

разнообразие речевых контекстов использования.

Недостатки данного метода авторы видят в том, что:

происходит недооценка принципа сознательности;

требуется большая подготовка со стороны учителя;

необходим специальный набор речевых этюдов, что далеко не всегда есть в арсенале каждого учителя;

Страницы: 1 2

Великая педагогика:

Приемы и способы накопления и обогащения сенсорного опыта слабовидящих дошкольников
Безусловно, развитие зрительного восприятия является приоритетным направлением в коррекционной работе с детьми с нарушениями зрения. Учителя-дефектологи детских садов для детей с нарушениями зрения в своей работе опираются на программы Л.В. Фомичевой (Рудаковой) и Л.И. Плаксиной. Л.А. Дружинина в с ...

Виды тестового контроля знаний
При подготовке материалов для тестового контроля необходимо придерживаться следующих основных правил: Нельзя включать ответы, неправильность которых на момент тестирования не может быть обоснована учащимися. Неправильные ответы должны конструироваться на основе типичных ошибок и должны быть правдоп ...

Определение площади и кубатуры кабинета, измерение температуры воздуха в кабинете
При помощи рулетки была измерена длина, ширина, высота учебного класса, определена его площадь, кубатура. Рассчитана площадь, которая приходится на одного учащегося (на количество посадочных мест). Площадь обычного учебного кабинета, рассчитанного для работы 40 учащихся младших классов и 35 учащихс ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru