Этапность, средства, методы и приемы формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

Педагогическая информация » Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в совместной взросло-детской деятельности » Этапность, средства, методы и приемы формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

Страница 3

- первоначально - ознакомительный этап;

- репродуктивно - информационный этап;

- репродуктивно - творческий этап;

- творческий этап.

Согласно данной классификации, на основе создания положительной мотивации, формирование когнитивно - коммуникативных умений осуществляется в репродуктивной деятельности на основе модели - образца, в репродуктивной деятельности - на основе заданий с элементами творчества, на основе творческих заданий и путем самостоятельного решения и анализа предлагаемых ситуаций. {LINKS}

По классификации М.Г. Ермолаевой, разработанной для детей дошкольного возраста - на первом этапе детям прививаются базовые социальные навыки (умение выслушивать другого, поддерживать общий разговор, участвовать в коллективном обсуждении темы, тактично критиковать и хвалить другого). На втором этапе - развитие качеств личности, обеспечивающих успешность навыков общения (адекватность самооценки и уровня притязаний, сочувствие, сопереживание, интерес к товарищам, уважение к их мнению, получение объективной информации о своем социальном статусе и социальных ожиданиях группы). На третьем этапе - освоение моделей социального поведения в конфликтных, стрессовых, сложных ситуациях на основе перехода от репродуктивных к творческим методам, от более простых, близких ребенку ситуаций к сложным, требующим детального анализа .

В нашем исследовании при определении этапов формирования коммуникативных умений нами учитывались специфика дошкольного возраста, особенности становления у детей компонентов коммуникативной деятельности и этапы формирования у дошкольников умений и навыков. В исследовании М.И. Лисиной доказано, что «при становлении общения ребенок вначале усваивает коммуникативные средства и операции. Затем последние наполняются внутренним содержанием и на их основе рождается действие - полноценный коммуникативный акт. И лишь затем, постепенно, функционирование действий приводит к построению деятельности с ее внешним планом и внутренней мотивационно - потребностной стороной». При определении этапов воспитательно - образовательной работы по формированию коммуникативных умений, кроме выше указанного, нами учитывалось и то, что между отдельными компонентами коммуникативной деятельности существуют достаточно сложные взаимосвязи: « . действия и операции общения определяются и направляются побуждающими их задачами, вместе с тем, в реальной живой ткани общения, воплощенной в конкретных действиях и операциях, возникают новые задачи и мотивы общения». Поэтому первоначально нами обращается внимание на развитие средств общения, затем на постановку целей и задач общения, а затем на взаимосвязь целей, задач и средств.

При обучении детей умению планировать коммуникативную деятельность мы исходили из этапов педагогического воздействия по формированию навыков планирования (Д.В. Сергеева):

- действие по образцу воспитателя;

- применение полученных навыков и умений;

- творческое использование накопленного опыта в разных условиях.

Мы посчитали, что для формирования коммуникативных умений дошкольников, обеспечивающих обратную связь нам необходимо также учесть и этапность навыков самоконтроля. Как отмечается в исследованиях А.П. Усовой, В.Г. Нечаевой, З.И. Радиной, JI.A. Пеньевской, Р.И. Жуковской появление самоконтроля - один из значительных факторов, показывающих изменения, происходящие в сознании ребенка. Сущность самоконтроля заключается в сопоставлении действий с образцом, с заданной целью, с предъявляемыми требованиями. Выделенные Т.Н. Дороновой виды самоконтроля - контроль по результату, контроль за способом действия, превосходящий контроль - соответствуют выделенным нами способам общения, таким как контроль и оценка результатов общения, осуществление общения, прогнозирование возможных эффектов общения. Педагоги при обучении навыкам самоконтроля придерживаются следующей последовательности:

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Великая педагогика:

Анализ учебно-методической литературы по математике
Один из рассмотренных источников – «Общая методика преподавания математики» Саранцева Г.И., в котором рассмотрены основные положения методики. В данной книге мотивация рассматривается как этап при формировании математических понятий и теорем. Также указаны типы упражнения, рекомендуемые на данном э ...

Обоснование понятия коммуникативной грамотности учащихся
Коммуникативная грамотность — знание правил общения, умение соотнести их с конкретной ситуацией (коммуникативным лотусом). Она включает культуру речи, языковую и речевую грамотность, знания о педагогике и психологии общения, знания о логике и этике общения. Коммуникативность — способность, склоннос ...

Особенности правового воспитания младших школьников
Необходимость образования в области прав человека признается мировым сообществом как важнейший элемент утверждения общечеловеческих ценностей, духовного и нравственного развития личности. Знание своих прав и свобод, умение их реализовать, защитить, четкое понимание единства личной свободы и ответст ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru