Этапность, средства, методы и приемы формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

Педагогическая информация » Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в совместной взросло-детской деятельности » Этапность, средства, методы и приемы формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

Страница 3

- первоначально - ознакомительный этап;

- репродуктивно - информационный этап;

- репродуктивно - творческий этап;

- творческий этап.

Согласно данной классификации, на основе создания положительной мотивации, формирование когнитивно - коммуникативных умений осуществляется в репродуктивной деятельности на основе модели - образца, в репродуктивной деятельности - на основе заданий с элементами творчества, на основе творческих заданий и путем самостоятельного решения и анализа предлагаемых ситуаций. {LINKS}

По классификации М.Г. Ермолаевой, разработанной для детей дошкольного возраста - на первом этапе детям прививаются базовые социальные навыки (умение выслушивать другого, поддерживать общий разговор, участвовать в коллективном обсуждении темы, тактично критиковать и хвалить другого). На втором этапе - развитие качеств личности, обеспечивающих успешность навыков общения (адекватность самооценки и уровня притязаний, сочувствие, сопереживание, интерес к товарищам, уважение к их мнению, получение объективной информации о своем социальном статусе и социальных ожиданиях группы). На третьем этапе - освоение моделей социального поведения в конфликтных, стрессовых, сложных ситуациях на основе перехода от репродуктивных к творческим методам, от более простых, близких ребенку ситуаций к сложным, требующим детального анализа .

В нашем исследовании при определении этапов формирования коммуникативных умений нами учитывались специфика дошкольного возраста, особенности становления у детей компонентов коммуникативной деятельности и этапы формирования у дошкольников умений и навыков. В исследовании М.И. Лисиной доказано, что «при становлении общения ребенок вначале усваивает коммуникативные средства и операции. Затем последние наполняются внутренним содержанием и на их основе рождается действие - полноценный коммуникативный акт. И лишь затем, постепенно, функционирование действий приводит к построению деятельности с ее внешним планом и внутренней мотивационно - потребностной стороной». При определении этапов воспитательно - образовательной работы по формированию коммуникативных умений, кроме выше указанного, нами учитывалось и то, что между отдельными компонентами коммуникативной деятельности существуют достаточно сложные взаимосвязи: « . действия и операции общения определяются и направляются побуждающими их задачами, вместе с тем, в реальной живой ткани общения, воплощенной в конкретных действиях и операциях, возникают новые задачи и мотивы общения». Поэтому первоначально нами обращается внимание на развитие средств общения, затем на постановку целей и задач общения, а затем на взаимосвязь целей, задач и средств.

При обучении детей умению планировать коммуникативную деятельность мы исходили из этапов педагогического воздействия по формированию навыков планирования (Д.В. Сергеева):

- действие по образцу воспитателя;

- применение полученных навыков и умений;

- творческое использование накопленного опыта в разных условиях.

Мы посчитали, что для формирования коммуникативных умений дошкольников, обеспечивающих обратную связь нам необходимо также учесть и этапность навыков самоконтроля. Как отмечается в исследованиях А.П. Усовой, В.Г. Нечаевой, З.И. Радиной, JI.A. Пеньевской, Р.И. Жуковской появление самоконтроля - один из значительных факторов, показывающих изменения, происходящие в сознании ребенка. Сущность самоконтроля заключается в сопоставлении действий с образцом, с заданной целью, с предъявляемыми требованиями. Выделенные Т.Н. Дороновой виды самоконтроля - контроль по результату, контроль за способом действия, превосходящий контроль - соответствуют выделенным нами способам общения, таким как контроль и оценка результатов общения, осуществление общения, прогнозирование возможных эффектов общения. Педагоги при обучении навыкам самоконтроля придерживаются следующей последовательности:

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Великая педагогика:

Каким должен быть современный учебник
Современному учебнику как основному средству обучения учебнику должны быть присущи следующие функции: -информационная, -систематизирующая, -обучающая и контролирующая. Кроме того, ряд авторов выделяют воспитательную и развивающую функции учебника. Традиционно в отечественной дидактике принято счита ...

Организационное строение педагогического коллектива
В социально-психологическом анализе коллектива выделяют формальную (официальную) и неформальную (неофициальную) организационные структуры. В этом случае под структурой понимаются относительно устойчивые взаимосвязи между членами коллектива. Формальная структура коллектива обусловлена официальным ра ...

Общение как фактор формирования личности
Изучение проблемы общения в психологии имеет свою традицию, и в отечественной психологии обычно выделяют следующие три периода разработки названной проблемы: Исследование В.М.Бехтерева – он впервые поднимает вопрос о роли общения как фактора психического развития человека о влиянии группы на индиви ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru