Современному учебнику как основному средству обучения учебнику должны быть присущи следующие функции:
-информационная,
-систематизирующая,
-обучающая и контролирующая.
Кроме того, ряд авторов выделяют воспитательную и развивающую функции учебника. Традиционно в отечественной дидактике принято считать учебник основным источником информации для ученика. В нем, как правило, в полном объеме последовательно излагается содержание, подлежащее усвоению. При этом особое внимание уделяется четкости, ясности и доступности его изложения для учащихся. Язык и стиль учебника являются наиболее значимыми факторами при определении его функциональной пригодности как основного источника информации. {LINKS}
Другим немаловажным фактором при отборе учебников является их объем. Общеизвестно, что чрезмерное обилие информации, каким бы ярким и красочным образом она ни была изложена, становится серьезным препятствием в ее усвоении. Излишний объем учебников приводит к переутомлению детей, снижению у них интереса к предмету, падению успеваемости. Оптимальный объем учебников достигается тогда, когда его авторы учитывают следующие возрастные особенности учащихся: ведущий тип мышления, объем внимания, скорость чтения. Реализация систематизирующей функции учебника состоит в том, что информация в нем представлена не монолитно – она структурирована определенным образом. В ней выделяются наиболее существенные компоненты, которые должны быть прочно усвоены учащимися. Остальная информация учебника выполняет вспомогательную функцию, то есть позволяет более легко усвоить наиболее значимое содержание. В тех учебниках, где систематизирующая функция реализована наиболее полно, вспомогательная сущность определенной информации становится очевидной не только для учителя, но и для ученика, который работая с содержанием учебника, должен понимать, что следует хорошо запомнить, а что можно лишь принять к сведению. Кроме того, систематизация информации в учебнике предполагает не просто выделение наиболее значимых компонентов содержания, но и установление между ними взаимосвязей. Таким образом, в сознании ученика формируются не разрозненные знания, а целостная их система, где каждый элемент имеет свое строго определенное место.
Однако ни информационная, ни систематизирующая функции учебника не могут быть реализованы в полной мере, если в нем не реализуется обучающая функция, так как усвоение информации и ее систематизация требуют от ученика владения определенными умениями и навыками. Проще говоря, учебник должен не только содержать систематизированную информацию, но и научить ребенка ее воспринимать, усваивать и применять. Способ, которым в учебнике реализуется обучающая функция, определяется, главным образом, спецификой содержания той образовательной области, для которой предназначен конкретный учебник. Понятно, что способ реализации обучающей функции в учебнике музыки будет иным, чем в учебнике русского языка. Поскольку цели и содержание соответствующих им образовательных областей различны. При этом важно учитывать, что способ реализации обучающей функции учебника должен соответствовать способам познания (приемам и методам) соответствующей образовательной области. Так, учебник музыки должен не только рассказывать о музыке, но и предоставлять ученику возможность слушать ее, исполнять.
Обучающая функция учебника непосредственно связана с его контролирующей функцией, так как всякое обучение предполагает получение определенного результата. Если в учебнике заложены возможности для выявления, а в идеале - и для оценки результатов обучения, то можно говорить о реализации в нем контролирующей функции.
Великая педагогика:
Восприятие времени
В отличие от ощущений в образе восприятия субъекту дано не только представление о времени как таковом, но и представление о его размерности. В восприятии время дифференцируется, дробится на отрезки, интервалы. Появляется переживание не просто длительности или последовательности, но и определенной ...
Производственная
педагогика
Производственная педагогика изучает: закономерности обучения работающих; переориентацию на новые средства производства; повышение квалификации работающих; переориентацию на новые профессии. Закономерности обучения работающих необходимы для обучения студентов, или новых прибывших работников, техноло ...
Народная сказка как средство обогащения
экспрессивной лексики старших дошкольников
Народная сказка, являясь доступной пониманию ребенка старшего дошкольного возраста, является могучим средством формирования образности речи. Именно в русской народной сказке имеется наличие всех необходимых элементов образности, сказка оказывает большое воспитательное и обучающее влияние на ребенка ...