Этапность, средства, методы и приемы формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

Педагогическая информация » Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в совместной взросло-детской деятельности » Этапность, средства, методы и приемы формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

Страница 2

Определив формы деятельности, в рамках которых формирование коммуникативных умений осуществляется наиболее успешно, обоснуем технологию их поэтапного формирования.

В педагогической литературе в понимании и употреблении понятия «педагогическая технология» существует большое количество разночтений. {LINKS}

Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько).

Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменение состояния (В.М. Шепель).

По мнению Г.К. Селевко понятие «педагогическая технология» должно быть представлено содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов. Структура педагогической технологии должна быть представлена следующими элементами:

Концептуальная основа.

Содержательная часть обучения.

Процессуальная часть - технологический процесс.

В качестве основной концептуальной основы нами выбран деятельностный подход (Л.C. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец,А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина. С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.) и в частности теория поэтапного формирования умственных действий (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина).

А.В. Запорожец отмечает, что в процессе общения ребенка со сверстниками и взрослыми происходитинтериоризация - превращение усваиваемых способов действий, этических ценностей, нравственных норм и идеалов во внутренние достижения детской личности. Как отмечается М.И. Лисиной, механизмы действия во внутреннем плане появляются раньше в общении и лишь впоследствии распространяются на взаимодействие ребенка с предметным миром. Формирование в дошкольном возрасте внеситуативных форм общения со взрослыми способствует становлению у детей принципиально нового уровня действий во внутреннем плане - логических операций с понятиями и динамических преобразований высокосхематизированных образов - моделей.

П.Я. Гальперин показал, что процесс формирования умственных действий осуществляется поэтапно и предполагает: формирование мотивационной основы действий, составление схемы ориентировочной основы действия, формирование действий в материализованной форме, «громкую социализированную речь как опору становящегося действия», «формирование действия во внешней речи про себя», «уведение речевого процесса из сознания - выход на предметное содержание действия».

Опираясь на психологические механизмы формирования умственных действий, нами были разработаны этапы осуществления воспитательной работы, направленные на становление коммуникативных умений.

При определении этапов формирования коммуникативных умений дошкольников мы опирались на ряд педагогических исследований в этой области. Наиболее близкими нашему исследованию оказались классификации этапов, разработанные для младших школьников А.Е. Дмитриевым, Л.Р. Мунировой, для старших школьников И.В. Забродиной, для дошкольников М.Г. Ермолаевой, выстроенные в соответствие общедидактическим этапам формирования сложных умений (от простого к сложному). Л.Р. Мунирова на основе классификации А.Е. Дмитриева обосновывает такие этапы, как:

- раскрытие детьми значения коммуникативных умений в процессе организации подгрупп в группе;

- ознакомление детей с содержанием и структурой умений при распределении ролей в группах;

- включение детей в выполнение совместных игровых заданий по овладению коммуникативными умениями;

- совершенствование у детей усвоенных коммуникативных умений в их творческой деятельности.

И.В. Забродина, опираясь на классификацию уровней развития умений В.А. Сластенина, выделяет соответственно этапы:

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Великая педагогика:

Влияние занятий по изобразительной деятельности на развитие навыков пейзажного рисования
Итоги констатирующего эксперимента позволили спроектировать дальнейшую работу по развитию навыков пейзажного рисования на занятиях для детей старшего дошкольного возраста. Для этого, в рамках формирующего эксперимента, были поставлены следующие задачи: Разработать и апробировать систему занятий, сп ...

Психолого-педагогические особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста
По мнению Д.Б. Эльконина дошкольный возраст 3-4 лет является периодом интенсивного психического развития. Особенности этого этапа проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразован ...

Программы и методики формирования речевых компетенций
Концепция содержания обучения русскому языку в школе предусматривает формирование не только лингвистической (языковой), но и коммуникативной (речевой) компетенции школьников, связанной с овладением всеми видами речевой деятельности, а также с культурой устной и письменной речи, правилами и способам ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru