Особенности совместной взросло-детской деятельности в процессе формирования коммуникативных умений у старших дошкольников

Педагогическая информация » Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в совместной взросло-детской деятельности » Особенности совместной взросло-детской деятельности в процессе формирования коммуникативных умений у старших дошкольников

Страница 4

Третий тип построен на открытой проблемности как для ребенка, так и для взрослого:

Взрослый

- осуществляет поиск путей и открытого принципа деятельности детей.

{LINKS}

Ребенок

- осуществляет поиск принципа решения задачи

- нового общего способа действия.

Характер взаимодействия

- осуществляется «обмен возможностями», устанавливается социально-творческая общность, осуществляется развивающее обучение.

К настоящему времени найдены некоторые конкретные способы построения такого общения в рамках сотрудничества и диалога (Ш.А. Амонашвили, В.В. Рубцов, Г.А. Цукерман, Ю.А. Полуянов, С.Ю. Курганов), а также различных образовательных взаимодействий детей и взрослых в дошкольном воспитании ( М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова, В.А. Петровский, Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова, Э.И. Леонгард, Е.Е. Шулешко и другие).

Организация образовательной деятельности в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми связана со значительной перестройкой стиля поведения воспитателя.

В психологии принято выделять два разных стиля отношений человека с другими людьми: авторитарный и демократический. Первый связан с превосходством над другими, второй - с равенством, взаимным уважением.

Говоря это о партнерской позиции воспитателя, мы подразумеваем, что он принимает демократический стиль отношений, а не авторитарный, сопряженный с учительской позицией. Понять, что значит быть партнером детей, легче всего, сопоставив эти две позиции. Педагог-демократ находится «рядом с детьми», являясь партнером, принимая их индивидуальные особенности, поощряет самостоятельность, привлекает каждого ребенка к общим делам в группе, вовлекает детей в обсуждение проблем, объективно оценивает их действия. Авторитарный педагог находится «над детьми», руководит всем, жестко требует соблюдения дисциплины и порядка, использую категоричные указания, не приветствует проявление детьми инициативы и самостоятельности, субъективно оценивает результаты детской деятельности, акцентирует внимание на негативных поступках, не принимая во внимание их мотивы, мало взаимодействует с детьми. Партнерская позиция воспитателя способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному комфорту. «Стиль взаимодействия педагога с детьми оказывает прямое влияние на характер общения детей друг с другом, общую атмосферу в детской группе. Так, если педагог демонстрирует уважительное отношение к детям, поддерживает инициативу, проявляет заинтересованное внимание, помогает в трудных ситуациях, то высока вероятность, что дети будут общаться друг с другом по таким же правилам. И напротив, авторитарное отношение педагога к детям, подавление самостоятельности, присутствие негативных оценок, касающихся личности, а не действий ребенка, может приводить к низкой групповой сплоченности, частым конфликтам между детьми, к другим сложностям в общении».

Постоянная учительская позиция взрослого, напротив, вызывает пассивность ребенка, невозможность самостоятельно принять решение, эмоциональный дискомфорт, страх сделать что-то не так и агрессию как оборотную сторону страха, как разрядка накапливающегося напряжения.

Страницы: 1 2 3 4 5

Великая педагогика:

Особенности воспитания социальной активности у сирот
Социальная активность является результатом социализации и социального самоопределения учащихся-сирот. Социализация в самом общем смысле может быть определена как процесс и результат включения индивида в социальные отношения. Социализация осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и в ...

Контроль за уровнем развития быстроты и скоростно-силовых качеств у волейболистов различной квалификации
Для решения задач оптимального управления подготовкой спортивных резервов необходимо систематически оценивать изменения функционального состояния, уровня подготовки, соответствие тренировочных нагрузок адаптационным возможностям спортсменов в течение всего периода подготовки. Информацию об этих изм ...

Система начального образования
В Нидерландах все дети от 6 до 16 лет обязаны посещать школу. Первая ступень обучения - базовая школа или начальная школа (большое количество детей посещают ее уже с 4 лет), где обучение проводится до 12-13 лет. Эти школы невелики, с численностью от 100 до 500 учащихся. Система реформирования начал ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru