Развитие орфографической зоркости на основе понятия «опознавательный признак орфограммы»

Педагогическая информация » Система работы по формированию орфографических навыков у учащихся начальных классов » Развитие орфографической зоркости на основе понятия «опознавательный признак орфограммы»

Страница 1

Орфографическое понятие «опознавательный признак орфограммы», введенное в методику преподавания русского языка в середине 60-х годов нашего столетия, тесно связано с проблемой орфографической зоркости, которая занимала и продолжает занимать методистов. Впервые понятие орфографической зоркости встречается у известного ученого-методиста второй половины XIX века В.П. Шереметевского. Под орфографической зоркостью В.П.Шереметьевский понимал пристальное внимание при чтении и списывании к орфографической стороне слова, умение заметить те места в слове, которые могут затруднить пишущего. То же содержание в данное понятие вкладывал и А.Д. Алферов, усматривавший источник орфографической слабости учащихся в «недостаточно воспитанной зоркости к форме слова». Об орфографической «слепоте» и грамматической «неповоротливости» как причинах безграмотности говорил и А.М Пешковский. Н.С. Поздняков указывал на то, что для орфографического усвоения слова важно «сосредоточить внимание пишущего на той его части, где заключается какая-нибудь орфографическая трудность». {LINKS}

А.В. Текучев, Н.С. Рождественский, Н.Н. Алгазина, М.Т. Приступа, М.М. Разумовская, Д.Н. Богоявленский, С.Ф. Жуйков, В.В. Репкин и многие другие методисты и психологи понимают под орфографической зоркостью умение видеть любую трудность на письме независимо от характера восприятия орфограмм – зрительного или слухового.

В связи с разработкой теоретической основы развития у школьников орфографической зоркости Н.Н. Алгизиной в 1965 г. был введен термин «опознавательные признаки орфограмм» для обозначения условий выбора конкретной орфограммы. В 1970 году М.Т. Баранов уточнил содержание понятия, определив опознавательный признак орфограммы как особый сигнал наличия орфограммы в слове или между словами и – одновременно – одно из условий выбора определенной орфограммы, тогда же был предложен общий перечень опознавательных признаков разных типов орфограмм, позже в усовершенствованном виде вошедших в справочные материалы учебника по русскому языку.

Однако современная школьная практика свидетельствует о том, что теоретические сведения об опознавательных признаках орфограмм и их типах не используется в современном учебном процессе. Так, исследование, проведенное Л.Ю. Комисаровой в 5 -7 классах общеобразовательных и специальных школ Москвы в марте 1997 / 98 учебного года, обнаружило полное отсутствие у учащихся знаний об опознавательных признаках орфограмм и, как следствие этого, несформированность умения школьников различать опознавательные признаки орфограмм разных типов (лишь 0,5 % учащихся, принявших участие в исследовании, смогли определить опознавательные признаки орфограмм, в основном, небуквенного типа, при зрительном и 0,2% - при слуховом восприятии текста). В связи с этим глубокую озабоченность вызывает и низкий уровень состояния умения учащихся 5 – 7 классов видеть отдельные орфограммы в словах и между словами, средний показатель этого умения колеблется в пределах от 26,4 до 30,3%.

Итак, резервы развития умения учащихся видеть орфограммы на письме и определять на слух с опорой на опознавательные признаки орфограмм совершенно не реализуются при изучении орфографических тем.

Организация такого обучения предполагает введение в существующий курс школьной орфографии уже на начальном этапе работы с орфограммой (2 класс) (1 – 4) сведений о слабой и сильной позиции звуков, понятия опознавательный признак орфограммы, классификацию опознавательных признаков орфограмм, связанных с произношением, по видам на основе фонемно-морфологического признака русской орфографии, создание типологий упражнений и разработку ряда алгоритмов распознавания орфограмм буквенного типа по опознавательным признакам в целях формирования соответствующего умения находить точки применения орфографического правила в слове.

Страницы: 1 2 3

Великая педагогика:

Макроуправленческая деятельность в образовании: содержание и механизмы
Управление национальной системой образования может быть рассмотрено как совокупная деятельность по проектированию, организации, нормированию и развитию различных, но тесно взаимосвязанных объектов. Речь прежде всего идет о различных типах управления, направленных на различные сферы образовательного ...

Лечебная педагогика
Лечебная педагогика – новая отрасль педагогики, развивающаяся на границе с медициной. Основным её предметом является система образовательно - воспитательной деятельности педагогов с больными и отстающими учениками. В связи с ростом болезней среди школьников возникает проблема разработки щадящих вос ...

Система начального образования
В Нидерландах все дети от 6 до 16 лет обязаны посещать школу. Первая ступень обучения - базовая школа или начальная школа (большое количество детей посещают ее уже с 4 лет), где обучение проводится до 12-13 лет. Эти школы невелики, с численностью от 100 до 500 учащихся. Система реформирования начал ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru