Следовательно, частично сохраняя интересующие подростков образы и интонационно-слуховые обороты, а также вводя новое художественно- ценное содержание и, усложняя язык музыкальных произведений, применяя нетрадиционные формы введения урока, в том числе и нетрадиционные связи с предметами точных наук, учитель сможет целенаправленно переключить вкусы подростков с низко-художественных произведений на высоко-художественные, тем самым осуществляя нравственное и эстетическое воспитание учащихся средствами музыкального искусства. Анализируя результаты анкеты, можно выстроить следующий график положительных ответов характеризующих отношение уровня интереса учащихся 4- х классов к предмету «Музыка». График уровня интереса к музыкальному искусству до экспериментальной работы (экспериментальный класса) представлен на рисунке № 1. {LINKS}
График уровня интереса к музыкальному искусству до экспериментальной работы (контрольный класс)
Диаграмма уровня интереса в экспериментальном классе до эксперимента
Принимая во внимание результаты диагностического исследования, мы пришли к выводу, что урок музыки не интересен для учащихся. Учащиеся на уроке не активны, не достаточно плодотворно идет усвоение новых тем уроков.
Следующим шагом нами был намечен план работы с этими учащимися. При этом 4 «в» был избран в качестве экспериментального, а в 4 «б» в качестве контрольного.
Предлагаем разработки уроков по теме «Связь музыки и литературы»
После проведения ряда уроков, описанных в главе 2, в которые были включены нетрадиционные межпредметные связи в процесс обучения, учащихся была предложена вторая анкета, которая включала следующие вопросы:
1.Нужна ли музыка в жизни?
2. Играет ли музыка положительную роль в твоей жизни?
3. Подлинное произведение лучше «транскрипции»?
4.Любите ли вы слушать серьезную музыку?
5. Нравится ли синтетический звук?
6.Испытываете ли вы психофизиологическое воздействие музыки?
7.Связана ли музыка с точными науками?
8. Способствует ли урок музыки обогащению знаний по другим предметам?
9. Вы хотели бы заниматься музыкой?
10. Нравится ли вам урок музыки?
Школьники понимают значение музыки в жизни и в большой степени это подтверждение анализ ответов в обоих классах после проведения экспериментальной работы. Так в экспериментальном классе необходимость музыки в жизни человека признано большинством опрошенных 99%, в контрольном классе – 80% (вопрос1).
Многие согласились с положительной ролью музыки в их личной жизни 95% и 90% (вопрос 2).
На третий вопрос мнения разделились, учащиеся предпочитают в основном легкую музыку, хотя процент восприятия серьезной музыки в экспериментальном классе выше 60% и 30%.
Как следствие ответов на 4 вопрос и показатели по 5 вопросу, подлинное звучание, предпочитают в экспериментальном классе только 50% и соответственно 30% в контрольном.
Психофизическое воздействие музыки по разному оценивается школьниками, так «сопереживают» звучание музыки в 4 «в» - 75% учащихся и только 50% во 4 «б» классе.
Следующий цикл вопросов был направлен непосредственно на выявление необходимости межпредметных связей музыки с другими предметами и здесь более точно можно проследить результаты экспериментальной работы. Так в экспериментальном классе почти все учащиеся подтвердили наличие непосредственной связи музыки с такими предметами как математика, физика (100%), хотя в контрольном классе было много сомневающихся (53% положительных ответов).
В контрольном классе 25% учащихся считают, что музыка способствует обогащению знаний по другим предметам, а в экспериментальном – 85%.
Великая педагогика:
Психология лиц с умственной отсталостью
Начиная с XVIII в. внимание таких психиатров, как Ж.Эскироль, Э.Сеген, Ф. Гальтон, А.Бине, Э.Крепелин, Дж.Кэттэл, сосредоточилось на изучении и анализе выраженных нарушений умственного развития. Основная задача, стоявшая перед ними, была в определении связи интеллектуальной недостаточности с душевн ...
Рекомендации по накоплению фактического материала для проведения уроков
тематического рисования
На занятиях тематическим рисованием вопросы композиции занимают большое место и имеют важное значение в развитии творчества детей. Анализируя порядок проведения уроков многими учителями, а также внутреннюю связь между уроками по различным видам работ (рисование с натуры, на темы и т. д.), отметим н ...
Распад СССР и его последствия для образования
На исходе XX века, пожалуй, наиболее трагичного и жестокого в истории России, страна в очередной раз оказалась подвергнутой тяжелейшим испытаниям. Проводимые с начала 90-х годов реформы затронули все без исключения сферы жизни общества. Всего за несколько лет произошли кардинальные изменения не тол ...