Своевременная и углубленная диагностика физической подготовленности позволяет выявить уровень развития движений и физических качеств ребенка и соответствие их возрастным нормам.
На основании результатов тестирования изучаются особенности моторного развития детей, разрабатываются необходимые средства и методы их физического воспитания, раскрываются неравномерности в развитии двигательных функций. Все это дает возможность установить причины отставания или опережения в усвоении программы, наметить педагогические приемы, способствующие оптимизации двигательной активности детей в условиях дошкольного учреждения. {LINKS}
Тесты на физическую подготовленность дошкольников позволяют определить физические качества (быстрота, сила, гибкость, выносливость и ловкость); сформированность двигательных умений и навыков. Их подбор зависит от знаний педагогом методики проведения того или иного теста, условий ДОУ, наличия региональных стандартов по нему.
Следует заметить, что степень развития физических качеств говорит и об уровне психического развития, а также о наличии у ребенка определенных задатков. Например, ловкость указывает на развивающиеся способности быстро обучаться.
Быстрота оценивается по скоростному бегу на дистанцию 30м.
Сила кистей рук оценивается с помощью ручного динамометра, сила плечевого пояса — по показателям метания вдаль набивного мяча весом 1 кг способом из-за головы двумя руками, сила нижних конечностей — по прыжкам в длину с места.
Ловкость оценивается по разнице времени пробегания дистанции в 10 м прямым и челночным способом (пробежать 5 м, повернуться и бежать назад). Можно измерять ловкость по времени работы на полосе препятствий. Ребенку следует пробежать по гимнастической скамейке длиной 5 м, прокатить мяч между шестью предметами (кегли, кубы, другие предметы), расположенными друг от друга на расстоянии 50 см, подлезть под дугу высотой 40 см.
Гибкость измеряется по степени наклона туловища из основной стойки, не сгибая колен. Упражнение выполняется на гимнастической скамейке высотой 20-25 см, к которой прикрепляется специальная измерительная линейка. Лучше выделить ее деления разным цветом. Например, первый сантиметр — красный, второй — зеленый и т.д. Ребенок должен встать на скамейку так, чтобы кончики пальцев ног были вровень с краем скамейки. По команде он наклоняется вперед, не сгибая колен, стараясь коснуться кончиками пальцев края скамейки, и фиксирует это положение в течение 5 секунд. Этот показатель считается нормой (номинальный). Если ребенок не смог удержаться в этом положении 5 секунд или не дотягивается до края скамейки, не сгибая при этом коленей, — результат считается неудовлетворительным (пессимальным).
Оптимальным считается результат, при котором пальцы ребенка опускаются ниже края скамейки (например, на 0,5 см, 1 см, 2 см и т.д.).
Выносливость оценивается по непрерывному бегу. Для детей дошкольного возраста можно использовать следующие примерные показатели: 6 лет — 7 лет 300 м. Тест считается выполненным, если ребенок пробежал всю дистанцию без остановки.
Критерии оценки зависят от возраста: до трех лет – простая оценка: «умеет», «не умеет»; после трех лет – стандартная пятибалльная шкала; в школе и других учреждениях – более точная рейтинговая шкала.
Темпы прироста физических качеств рассчитываются по формуле В.И. Усакова:
,
где W — прирост показателей темпов, %; V1 — исходный уровень; V2 — конечный уровень.
Анализ темпов прироста психофизических качеств, разработанный В.И.Усаковым, используется для оценки эффективности системы физического воспитания (табл. 1).
Таблица 1
Шкала оценок темпов прироста физических
качеств детей школьного возраста
Темпы прироста, % |
Оценка |
За счет чего достигнут прирост |
До 8 |
Неудовлетворительно |
За счет естественного роста |
8-10 |
Удовлетворительно |
За счет естественного роста и роста естественной двигательной активности |
10-15 |
Хорошо |
За счет естественного роста и целенаправленной системы физического воспитания |
свыше 15 |
Отлично |
За счет эффективного использования естественных сил природы и физических упражнений |
Великая педагогика:
Психолого-педагогические
особенности обучения математике в 5-6 классах
Наше исследование связано с вопросами методики обучения математике в 5-6 классах, поэтому, прежде всего, рассмотрим вопросы современной психологии и педагогики, связанные с этим возрастом. История развития российской и зарубежной психологии и педагогики неразрывно связана с изучением различных аспе ...
Этапы и методы экспериментального исследования
С целью подтверждения гипотезы, мы выстроили структуру экспериментальной работы и исследовали педагогические условия, при которых развитие детского творчества на занятиях по сюжетному рисованию в старшем дошкольном возрасте будет являться наиболее эффективными. Экспериментальное исследование провод ...
Совершенствование навыков вербального общения
Устная речь по-прежнему остается самым распространенным способом коммуникации. Чтобы вас поняли, мало иметь хорошую дикцию. Вы должны ясно осознавать, что собираетесь сказать. Кроме того, вы должны выбрать такие слова, чтобы ваша мысль была верно понята. Если человеку предстоит выступить перед боль ...