Таблица 1.1.
Мастерство и технология в сравнении
Индивидуальное мастерство |
Общая технология |
{LINKS} 1. Процесс выполняется работником от начала до конца |
1. Процесс расчленяется на части, каждый работник выполняет свою часть работы |
2. Необходимо знание всей системы, всех тонкостей процесса |
2. Необходимо знание той части процесса, которую выполняет работник |
3. Нужно всё делать самому |
3. Внедряются «готовые» разработки, освобождающие от необходимости всё делать самому |
4. Процесс длительный |
4. Процесс намного ускоряется |
5. Продукт качественный |
5. Продукт не менее качественный |
6. В основе интуиция, чувствование, опыт |
6. В основе научный расчёт, знание |
7. Продукция лимитируется возможностями производителя |
7. Продукция не лимитируется возможностями отдельных производителей, возможно массовое производство |
Таблица 1.2.
Ключевые понятия, включаемые разными авторами
в термин «педагогическая технология» (по В. Ф. Башарину)[8]
Эксперт или название работы |
Смысловое значение понятия «педагогическая технология» |
Т. Сакамото (Япония) |
Систематизированное обучение на основе системного способа мышления |
Л. Фридман, Пальчевский (Россия) |
Совокупность учебных ситуаций, призванных реализовать педагогическую систему |
Н. Таланчук (Россия) |
Упорядоченная система действий, выполнение которых приводит к достижению поставленных целей |
Международный ежегодник по технологии образования и обучения, 1978 г. |
А. Выявление принципов и приёмов оптимизации образовательного процесса Б. Использование ТСО |
М. Кларин (Россия) |
Конструирование учебного процесса с гарантированным достижением целей |
В. Беспалько (Россия) |
А. Педагогическое мастерство. Б. Описание (проект) процесса формирования личности учащегося. В. Содержательная техника реализации учебно-воспитательного процесса |
Проект «Новые ценности в образовании», Институт педагогических инновацийРАО, 1995 г. |
Сложные и открытие системы приёмов и методик, объединённых приоритетными образовательными целями, концептуально взаимосвязанных между собой задач и содержания, форм и методов организации учебно-воспитательного процесса |
Таблица 1.3.
Различение «строгих» и «нестрогих» педагогических технологий
«Строгие» педагогические технологии |
«Нестрогие» педагогические технологии | |
Воспроизводимость |
Воспроизводимость процесса и результата обучения |
Воспроизводимость процесса обучения |
Полнота описания результата обучения |
Полное и однозначное описание результата обучения |
Неполное и неоднозначное описание результата обучения |
Великая педагогика:
Значение морфем
В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые, так и школьники смысл неизвестного слова часто стремятся раскрыть на основе членения его на морфемы и установления семантической связи с известным однокоренным словом. «тенденция самостоятельно раскрывать значения неизвестных ...
Педагогическая оценка как стимул
Педагогическую оценку правомерно рассматривать как особого рода стимул. В мотивации индивидуального поведения при возникновении потребности в интеллектуальном и нравственном развитии в специфических видах деятельности-обучении и воспитании - педагогическая оценка играет ту же самую роль, какую выпо ...
Этапы создания и развития казахских музыкальных
инструментов
В кочевых культурах, а также народных сферах искусства оседлых цивилизаций на многие века и тысячелетия основополагающей оставалась устная теория. Народное музыкальное искусство в древнейших письменных памятниках либо вообще почти не затрагивалось (в Западной Европе), либо фиксировалось (на Востоке ...