Таблица 3.3.
Технология эвристической образовательной ситуации
Элемент ситуации |
Деятельность учителя |
{LINKS} Деятельность ученика |
Образовательная напряжённость |
Фиксация или создание образовательной напряжённости, формулировка проблемы, связанной с объектом, которая не имеет известного решения |
Осознание возникшей ситуации. Постановка цели деятельности по отношению к познанию объекта или решению проблемы |
Уточнение образовательного объекта |
Обозначение образовательного объекта в виде явления, понятия, предмета. Расширение или создание необходимой образовательной среды |
Выявление личного опыта и проблематики по отношению к обозначенному объекту. (Что для меня данный объект?) |
Конкретизация задания |
Формулирование учебного задания в виде, обеспечивающем возможность личного решения образовательной ситуации каждым учеником |
(Почему или согласно чему я должен действовать? Знаю ли я, как мне действовать? Есть ли у меня способы и правила действий?) |
Решение ситуации |
Сопровождающее отношение учителя к процессу создания учениками образовательной продукции. Помощь в достраивании этой продукции до воспринимаемого другими учениками вида |
Личное решение эвристической ситуации каждым учеником с помощью эвристических методов. Индивидуальная, парная и групповая деятельность учеников |
Демонстрация образовательной продукции |
Организация обсуждения, дискуссии, споры, рецензии. Сопоставление и (или) переопределение начальных позиций мнений и других результатов учеников |
Демонстрация своих образовательных продуктов: стихов, задач, определений, символов, поделок, идей и т. п. Переформулирование обсуждаемых проблем, рождение новых |
Систематизация полученной продукции |
Систематизация полученных типов продукции, их фиксация и представление в качестве коллективного образовательного продукта. Выявление метапредметных уровней полученных продуктов |
Переопределение образовательной продукции на качественно ином уровне. (В чём мой результат, какова его роль и место в общих результатах?) |
Работа с культурно-историческими аналогами |
Введение культурно-исторических аналогов созданных учениками образовательным продуктам, в том числе и внесение в образовательное пространство представлений самого учителя. |
Сопоставление разных типов продукции, самоопределение по отношению к многообразию точек зрения и способов решения. Развитие эвристической ситуации на новом уровне. |
Рефлексия |
Организация индивидуальной и коллективной рефлексии деятельности. Обозначение и оценка достигнутых результатов. Осознание методологии эвристической деятельности отдельных учеников и всех вместе. Формулирование окончательного или открытого решения образовательной ситуации. |
Индивидуальная рефлексия по осознанию происходящей деятельности. «Снятие»» и усвоение использованных методов познания, способов решения возникших проблем. (Был ли достигнут мой первоначальный замысел? Какие изменения произошли во мне?) |
Великая педагогика:
Метод проектов в зарубежном и российском образовании
Метод проектов возник в 1920-е гг. в сельскохозяйственных школах США в связи развивающейся там все шире и шире идеей трудовой школы. В европейских языках слово "проект" заимствовано из латыни: причастие projectus означает "выброшенный вперед", "выступающий", "брос ...
Знания на начальной ступени изучения физического воспитания
В рамках начальной ступени физического воспитания в средних общеобразовательных школах было бы напрасной самонадеянностью пытаться исчерпывающим образом представить двигательное обучение во всей широте его спектра. Мы можем лишь наметить некоторые узловые моменты, затронув следующие вопросы: что со ...
Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс школы
Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болез ...