Опросы школьников и учителей показывают, что они по разному представляют себе недостатки школьной жизни, отрицательно влияющие на здоровье учащихся:
70% учащихся считают, что необходимо снизить учебную нагрузку, с ними соглашаются лишь 30% педагогов (имеющие собственных детей школьного возраста); {LINKS}
Более 80% детей хотели бы заниматься 5 дней в неделю, а почти 90% педагогов высказываются за эффективность шестидневной рабочей недели;
Дети высказываются за увеличение часов на физическую культуру (50%), учителя согласны с ними лишь на 20%;
35% детей отмечают, что на психическое состояние детей существенное влияние оказывает отношение учителя к ученику, и только 10% педагогов согласны с этим.
Сегодня перед школой стоит важнейшая задача - создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, т.е. разработка мер по здоровье сбережению, внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.
Возложение на школу и учителя такой, казалось бы, несвойственной им задачи - заботы о здоровье учащихся - определяется следующими причинами.
Во-первых, взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми, находящимися под их опекой. Это касается и детского здоровья. Именно в школе, под "присмотром" учителей, школьники проводят значительную часть времени, и не помогать им сохранить здоровье, было бы проявлением бездушия и непрофессионализма.
Во-вторых, большая часть всех воздействий на здоровье учащихся - желательных и нежелательных - осуществляется именно педагогами, в стенах образовательных учреждений. Если же придерживаться точки зрения, что всеми вопросами здоровья должны заниматься медики, то к каждому классу надо прикрепить, хотя бы одного врача.
В-третьих, современная медицина занимается не здоровьем, а болезнями, т.е. не профилактикой, а лечением. Задача же школы иная - сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников, т.е. профилактическая. Поэтому, главное действующее лицо, заботящееся о здоровье учащихся в образовательных учреждениях - педагог.
Постоянно возрастающая по объему и усложняющаяся по содержанию научная информация приходит в противоречие с недостаточной гибкостью учебных планов, программ, учебников, что ведет к хронической перегрузке учащихся, падению интереса к учению, ухудшению их здоровья
На ухудшение обучение в школе влияют многие факторы. Главное и самое важное - это атмосфера урока. Увлеченность детей, их внутренний комфорт, раскованность, почти сразу пропадающий комплекс "Я не умею" - это удивляет и привлекает. Возможность быть принятым окружающими без всяких условий позволяет ребенку быть самим собой, проявлять индивидуальность.
Использование здоровьесберегающих технологий на уроке имеет оздоровительный эффект не только для учащихся, но и для учителя, который испытывает на себе их положительное влияние.
Для эффективного внедрения в педагогическую практику идей здорового образа жизни необходимо решение трех проблем:
Изменение мировоззрения учителя, его отношения к себе, своему жизненному опыту в сторону, осознания собственных чувств, переживаний с позиции проблем здоровьесбережения.
Изменение отношения учителя к учащимся. Педагог должен полностью принимать ученика таким, каков он есть, и на этой основе стараться понять, каковы его способности.
Изменение отношения учителя к задачам учебного процесса педагогики оздоровления, которое предполагает не только достижение дидактических целей, но и развитие учащихся с максимально сохраненным здоровьем.
Здоровьесбережение в школе строится на следующих принципах:
Принцип не нанесения вреда.
Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов (то есть все происходящее в образовательном учреждении - от разработки планов программ до проверки их выполнения, включая проведение уроков, перемен, организацию внеурочной деятельности учащихся, подготовку педагогических кадров, работу с родителями и др. оценивается с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье учащихся и учителей. Проводится мониторинг здоровья учащихся физического, психологического, духовно-нравственного)
Принцип триединого представления о здоровье (единство физического, психического и духовно-нравственного здоровья)
Принцип непрерывности и преемственности (здоровьесберегающая работа проводится в школе каждый день и на каждом уроке с обязательным учетом того, что уже было сделано ранее в рамках организационных мероприятий и непосредственно в учебно-воспитательной работе)
Принцип соответствия сознания и организация обучения возрастным особенностям учащихся. Соответствие объема учебной нагрузки и уровня сложности изучаемого материала индивидуальным возможностям учащихся. В школе соблюдается комплексный междисциплинарный подход как основа эффективной работы по охране здоровья человека. Между педагогами, психологами, медицинскими работниками согласованное взаимодействие. Приоритет позитивных воздействий (подкреплений) над негативными (запретами). Приоритет активных методов обучения.
Великая педагогика:
Конфликты в педагогическом коллективе
К числу факторов, препятствующих формированию положительного психологического климата, относятся конфликты, или "климатические возмущения", в педагогическом коллективе. Социально-психологический конфликт большинством специалистов рассматривается как резкое обострение противоречий, возника ...
Миссия школы и ее воплощение в конкретных
образовательных целях
К постановке, конкретных образовательных целей, которые в идеале должны определяться для каждого школьника и при его обязательном активном участии, ведет достаточно длинный и извилистый путь. Сделать его более прямым, менее болезненным, а главное – ведущим к желаемым конечным результатам – забота с ...
Практическая работа по развитию интереса младших школьников к предмету
музыки
Обучение проводилось по общепринятой программе «Музыка». Работа по развитию интереса к уроку музыки невозможно проводить без предварительного исследования психологической установки учащихся. Для начала было решено понаблюдать за учащимися 4-х классов на уроке музыки, выяснить насколько урок, популя ...