Проблема содержание социального образования

Педагогическая информация » Введение в социальную работу » Проблема содержание социального образования

Страница 1

Социальное образование как область педагогики получило широкое распространение в России, а, следовательно, и Беларуси в первой половине 90-х годов. В эти годы серьезно переосмысливаются подходы к содержанию и организации социального образования, определению критериев его качества, ведется поиск эффективных образовательных технологий. Традиционно социальное образование рассматривалось как подготовка обществоведов для работы в образовательных и научных учреждениях и строилось на глубоком изучении целого ряда обществоведческих дисциплин. {LINKS}

В настоящее время стало складываться более сложное и дифференцированное понятие этого феномена, который включают в научный, учебно-методический и социально-практический контекст. И обуславливается это рядом обстоятельств: введением новых специальностей и специализацией ориентированных, прежде всего на социальную сферу; обогащением программ социального образования за счет привлечения литературы, представляющей различные парадигмы социального мышления; активным освоение зарубежного и отечественного опыта решения разнообразных социальных проблем.

Е.И. Холостова отмечает, что появление и расширение интерпретации данного термина в настоящее время, обусловлено подготовкой в вузах, средних специальных учебных учреждениях профессиональных социальных работников и социальных педагогов. В этом контексте социальное образование означает подготовку - профессиональных кадров для учреждений социальной защиты.

Понятие «социальное образование» употребляется специалистами также в контексте подготовки кадров для нужд так называемого «третьего сектора», т.е. неправительственных, некоммерческих организаций, в соответствии с зарубежным опытом социальной работы составляющих основу гражданского общества.

В широком плане социального образование рассматривается специалистами высшей школы как широкое общественное образование, направленное: а) на современные знания, востребованность которых будет обеспечена в грядущем, информационном, компьютеризированном обществе; в) на развитие таких качеств у молодых специалистов, которые помогут сохранить и увеличить степень социальной защищенности населения.

Сохраняется в научной литературе и более традиционное понимание понятия «социального образования»: обучение основам правил жизнедеятельности в обществе; общечеловеческое образование как освоение наук об обществе, ядро которого составляет социологическое образование.

Проанализировав все эти подходы к определению социального образования можно выделить два его основных значения:

1.Социальное образование –это выражение социальной функции образования, сущность которой заключается в трансляции и распространении культуры в обществе, социальной дифференциации организации образовательных услуг, в особенностях процессов воспитания и социализации.

2.Социальное образование – как вид образовательной деятельности при подготовке профессиональных кадров социальных работников.

Большинство авторов (Е.И. Холостова, М.В. Фирсов, Н.М. Платонова и др.), специализирующиеся в области социального образования в качестве целей подготовки социального работника выделяет ряд системных качеств, которые должны рассматриваться как результат образовательной деятельности. Тогда к целям обучения социальной работе нужно отнести приобретение будущими специалистами:

знаний, необходимых для оказания профессиональной помощи и услуг отдельным лицам, группам, организациям или обществу; это знания о поведении человека, социальной политике, программах, ценностях и этике, о способах выработки , оценки собственной практики;

навыков анализа конкретной ситуации, облегчения проблем клиента, защиты его интересов и других соответствующих способов взаимодействия с людьми, которые ищут помощи и которым необходимо ее оказать;

таких ценностей как гуманизм, справедливость, самоопределение, антидискриминация и честность в профессиональной деятельности; способности разумного использования собственных личностных качеств и дифференцированное применение навыков общения в профессиональных целях;

глубокой и искренней заинтересованности в клиентах и работе с ними;

настроя на работу в трудных условиях и решения сложных социальных проблем.

Произошли в последние годы и определенные изменения в содержании социального образования. Вызваны они, прежде всего, радикальным реформированием всех сторон жизни общества, сменой государственного строя, господствующей идеологии, распространением зарубежной литературы по проблемам социального развития общества, а также признанием полипарадигмального статуса социальных наук, в частности социологии. Как следствие этого, наблюдается гуманизация социальных наук, сближение наук о человеке и обществе, возникновение новых социальных наук, что отражает тенденцию как дифференциации, углубления социального знания, так и его интеграцию со смежными дисциплинами. Все это сказывается на содержании социального образования. Длительное время считалось, что содержание подготовки специалистов должно сводиться к триаде – знания, умения, навыки. В последние годы были выделены новые компоненты содержания образования: опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности, что позволило усилить культурный, нравственный и личностный его смысл. Тогда содержание образование можно рассматривать как часть общечеловеческой культуры, отбираемой, структурируемой и предъявляемой учащимся для активного усвоения и последующего использования в жизненной практике. Оно включает в себя цели образования, детерминанты развития личности обучаемого, конкретный учебный материал, понятия, тексты, образцы, правила и виды учебной деятельности, знания и способы их приобретения, умения и приемы самообразования.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Великая педагогика:

Урок с использованием компьютерного тестирования
Компьютерное тестирование само по себе нетрадиционно, т.к. все мы привыкли к тестам, выполненным на бумаге. По сравнению с традиционными формами контроля компьютерное тестирование имеет ряд преимуществ: быстрое получение результатов; объективность в оценке знаний; позволяет получить достоверную инф ...

Методы физического развития детей. Механизм влияния танцевальных упражнений на развитие детей
Любой двигательный акт, независимо от того, выполняется ли он под контролем сознания, по приходу высших отделов коры больший полушарий мозга или осуществляются по механизму безусловного рефлекса, так или иначе, сопровождается развертыванием физиологических механизмов и биологических процессов обесп ...

Принципы профессионального обучения и особенности их реализации при подготовке бакалавров во Франции
Главным принципом обучения в целом (не только профессионального) является доступность образования. Существует, как позитивная, так и негативная оценка этого принципа. Критикуют реализацию этого принципа по причине укоренившегося стереотипа о том, что образование дает человеку не столько возможность ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru