Задачами профессионального воспитания специалиста в условиях вуза являются:
1.Формирование профессиональной позиции (мировоззрения специалиста), ценностного отношения к избранной профессии;
2. Профессиональное самоопределение (самопознание, осознание своих потребностей, определение жизненных целей и жизненных смыслов, обретение социально-профессионального статуса ) ; {LINKS}
3. Принятие профессиональных норм и обязанностей, освоение психолого-этических норм профессии.
К.Роджерс, представитель гуманистической психологии, основоположник целенаправленного конструирования процесса обучения «центрированного на ученике» (личностно - центрированное обучение), отмечал, что обучение и воспитание (это вполне применимо и к профессиональному обучению и воспитанию) должно способствовать развитию таких качеств как: умение решать проблемы и принимать решения; способность общаться с людьми; уверенность в себе; настойчивость в достижении цели; способность самоуправления своим поведением; критичность мышления; формирование «Я - концепции» специалиста.
Несомненно, что наличие активной жизненной позиции, уверенность в себе, собственных силах, настойчивость в достижении целей являются базовыми характеристиками личности компетентного и успешного социального работника.
Исходя из этого, очевидно, что профессиональное воспитание должно базироваться на принципах:
Творческого саморазвития личности.
2. Самопознания.
3. Приоритета практической направленности обучения.
4. Сотрудничества и сотворчества преподавателей и студентов как творческих и саморазвивающихся личностей.
5. Дифференцированного подхода.
6. Историзма.
Основными механизма профессионального воспитания и развития обучаемых выступают: индивидуальное и дифференцированное обучение, включающее использование индивидуальных нормативов, усиление положительных мотивов учения, активизация творческого потенциала обучаемых, стимулирование потребности в постоянном профессиональном и личностном самосовершенствовании.
Вопросы для самоконтроля
1.Каково содержание понятия «профессионализма» в социальной работе? Проанализируйте различные подходы к трактовке данного понятия. 2.Какие факторы определяют сущность и традиции развития профессионализма в социальной работе?
3.Какова структура профессионализма в социальной работе?
4. Охарактеризуйте показатели профессионализма.
5.Что вы понимаете под профессиональным мастерством? Каковые его компоненты?
6.Что вы понимаете под профессиональным призванием?
7.Покажите роль и значение профессионального воспитания в профессиональном становлении специалиста по социальной работе.
Великая педагогика:
Классификация инноваций
В зависимости от специфики и места использования различают несколько видов нововведений. Технологические инновации Технологические инновации — это новые способы изготовления продуктов, новые технологии их производства. Они создают основу для развития промышленности и технологического перевооружения ...
Исследование уровня самооценки младших школьников
На основе теоретического анализа существующей литературы и педагогического опыта по проблеме исследования нами были выявлены следующие условия реализации личностно - ориентированного обучения в начальной школе: проведение обязательного и регулярного психолого-педагогического исследования возрастных ...
Показатели развития произвольного поведения у детей с общим недоразвитием
речи
Исходя из анализа литературы, мы выделили следующие показатели произвольного поведения дошкольников: 1.Поведение ребёнка на обязательных занятиях. Известно, что непроизвольность и импульсивность поведения дошкольников особенно ярко проявляется именно на занятиях в детском саду и является серьёзным ...