В результате теоретических изысканий, которые начались в конце Х1Х вв. выработались три подхода в решении социальных проблем:
1.Революционно-преобразовательный. Суть – решить социальные проблемы можно только революционным путем. Данный подход нашел свое воплощении в СССР, странах латинской Америки, Центральной Европы в ХХ в. {LINKS}
2.Реформистский. Его особенность в том, что причины социальных невзгод представители данного подхода видели в несовершенном устройстве общества, но разрешить социальные проблемы, с их точки зрения, представляется возможным путем реформ.
3.Антропологический, представители которого считали, что причины социальных бед человека кроются в нем самом. Следовательно, важно научить человека самому решать свои проблемы. Одна из представительниц этого подхода Мэри Ричмонд, автор книги «Социальные диагнозы», вышедшей в 1917 году.
В большинстве зарубежных стран в ХХ в. имеет место тенденция постепенного отделения социальной помощи от церковной благотворительности. Государство берет на себя доминирующую роль в решении социальных проблем, осознавая необходимость вмешательства в социальную сферу. Как следствие этого развивается профессиональная социальная работа.
Модели социальной поддержки населения в современном мире
Система государственной социальной поддержки нуждающихся в каждой стране складывается с учетом ее культурно-исторических традиций и условий, что влияет на подходы, технологии, организацию социальной работы, ее задачи.
Сегодня можно вести речь о европейской и американской моделях помощи. Сравнение их показывает что:
Европейская модель имеет более длительную историю, а следовательно и более основательные традиции;
В американской модели изначально акцент делался на собственные силы, личную инициативу человека и стремление уменьшить влияние государственных структур.
В европейской модели более высокая степень участия государства в определении направлений, планирования, финансирования социальной политики;
Европейская модель в послевоенные годы и вплоть до настоящего времени, базируется на теории государства всеобщего благосостояния, в ее основе лежит концепция «естественных прав человека». Идеология государства всеобщего благосостояния заключается в том, что ответственность за жизненный путь индивида перераспределяется с самой личности, семьи, церкви, благотворительных организаций на институты государства. Государство всеобщего благосостояния формирует развитую систему социальной помощи всем гражданам, обеспечивает доступность медицинских, образовательных, психологических, юридических и других жизненно важных услуг. Чтобы осуществлять подобную политику, государство должно иметь немалые материальные ресурсы, с помощью которых происходит выравнивание стартовых возможностей человека.
Начиная с конца 70-х годов теория «государства всеобщего благосостояния» подвергается критике. С конца ХХ вв. данная модель претерпевает реконструкцию на базе неоконсерватизма , что привело к сокращению расходов на социальную сферу. Система социального обеспечения в западных странах к середине 80-х годов ХХ выполняла задачи обеспечения населения различными социальными выплатами, а также решала вопрос об адекватности этих выплат. В 90-е гг. выдвигается задача приспособления системы социального обеспечения к изменившимся социальным и экономическим условиям. Как следствие этого имеет место сокращение расходов на социальную сферу. Так, правительство Франции уменьшило выплаты по государственной программе медицинского страхования. В Великобритании осуществляется реформа государственной системы здравоохранения с целью усиления конкуренции в этой сфере. В результате закрываются «неэффективные» больницы и увольняется медперсонал. Меры, предпринимаемые практически всеми европейскими государствами по реформе «государства благосостояния», направлены на установление жесткого контроля за расходование государственных средств на социальное обеспечение и сокращение финансовых потерь в этой сфере. Становятся платные некоторые социальные услуги, ранее предоставлявшиеся населению бесплатно. В некоторых странах рассматривается вопрос о повышении пенсионного возраста. Государственные стипендии во многих случаях заменяются государственными займами.
Великая педагогика:
Проблема активности личности в обучении
Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных в психологической, педагогической науке, так и в образовательной практике. Проблема активности личности в обучении как ведущий фактор достижения целей обучения, общего развития личности, профессиональной ее подготовки требует принципиал ...
Особенности решения задач с параметрами
Общеизвестно, что на вступительных экзаменах в вузы часто встречаются задачи, которым в «традиционном» школьном курсе в силу различных причин уделяется мало внимания. Одним из видов таких упражнений являются задачи, содержащие параметры. В школьных учебниках практически нет заданий на эту тему. Одн ...
Анализ состояния проблемы в практике
Исследование проводилось на базе Еленинского ДОУ «Березка» Карталинского района в феврале 2003 года. В нем принимали участие 10 детей старшей группы. Задачи: Выявить уровень развития изобразительных способностей. Разработать рекомендации по осуществлению индивидуального подхода для наиболее полного ...