Практическая. Ключевой ее особенностью Р. Стенберг называет знание своих сильных и слабых сторон и способность использовать эти знания.
Художественная одаренность развивается и поддерживается в специальных кружках, студиях, гимназиях. Она подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, в актерской деятельности. Художественная подразделяется на несколько подвидов – изобразительную, литературную, музыкальную, театральную и др. {LINKS}
Все подходы можно обобщить в следующей схеме:
Одаренность
Явная Скрытая
Актуальная Потенциальная
Ранняя Поздняя
Общая Специальная
Одаренность
Общая Практическая Академическая Лидерская Художественная Творческая
- математическая - литературная
- лингвистическая - изобразит.
- химическая - музыкальная
Выделение большого количества видов одаренности служат важной цели – привлечь внимание к более широкому спектру способностей. Одаренность бывает разная и проявляется в течение жизни по-разному. Дьяченко О.М. приводит в пример несколько вариантов:
Быстрый взлет. Яркое проявление способностей, большие успехи в определенном виде деятельности. Большие ожидания. Преклонение перед нарождающимся талантом. Но проходит некоторое время, и талант бледнеет, успехи менее значительны, происходит потеря темпа.
Медленное продвижение вперед, иногда отставание от нормальных темпов развития. Затем постепенное выравнивание, компенсация упущенного, ускоряющееся развитие, скачок вперед, большие успехи в каком-либо виде деятельности. Одаренность целого ряда ученых развивалась именно по этой схеме (А. Эйнштейн).
Растрата времени на протяжении всей жизни при наличии природной одаренности. Полное отсутствие способности к волевому усилию, к воплощению намеченного в реальных действиях. Подчиненность устоявшемуся образу жизни, неспособность выйти за его рамки и противопоставить обстоятельствам свою активную волю.
Оптимальное использование своих способностей на протяжении всей жизни. Расцвет дарования, напряженная и продуктивная работа. Поразительные результаты, нередко в разных сферах.
Различия между видами одаренности не могут рассматриваться без учета мотивации, сложившейся самооценки, других индивидуальных особенностей, от которых зависит реализация способностей. Все выделенные виды одаренности не могут восприниматься обособленно, независимо друг от друга. Как отмечал Б.М. Теплов «…талант как таковой многосторонен…». Человек талантлив вообще, и одаренность в одной области не должна идти за счет ущемления других сфер, других познавательных и психических процессов.
Одаренность, как многогранное явление, имеет широкий спектр характеристик и основ для выделения отдельных подвидов. Богоявленская Д.Б. выделяет пять критериев классификации: форма проявления, степень сформированности, широта проявлений, особенности возрастного развития, вид деятельности; каждый из которых выделяет тот или иной вид одаренности в соответствующем ракурсе. Все они тесно взаимосвязаны и переплетаются между собой.
Возрастная динамика развития одаренности.
Уже в самом раннем возрасте можно заметить самое первое проявление способностей – склонностей к какому-либо виду деятельности, которые наиболее ярко начинают развиваться с 3-4 лет, а в раннем детстве закладываются общие предпосылки их становления. Формирование познавательных способностей, включение их в становление образных форм познания деятельности: восприятия, воображения, т.е. создание образного фундамента интеллекта. Познавательные способности – это сенсорные, интеллектуальные, творческие. С 3-х лет активно формируются сенсорные эталоны. Основные интеллектуальные действия: наглядное моделирование, замещение, использование готовых моделей и их построение. Творческие связаны с воображением и позволяют ребенку находить оригинальные способы и средства решения задач, придумывать сказку, создать замысел игры. Дошкольники включаются в многообразные виды деятельности: игру, конструирование, труд – все они имеют комплексный характер, а значит, создают условия для проявления и развития практических способностей, прежде всего, организаторских. Чтобы успешно взаимодействовать друг с другом, детям необходим ряд умений: постановка цели, планирование содержания, выбор средств, соотношение результата и др.
Великая педагогика:
Диагностика физической подготовленности
Комплекс контрольных упражнений и тестов для определения уровня физической подготовленности Физическими (двигательными) качествами называются отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека: быстрота, сила, гибкость, выносливость и ловкость. Для тестирования физических качеств дош ...
Содержание и методика работы по организации театрально-игровой деятельности
с дошкольниками
Театрализованная деятельность в детском саду способствует развитию воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического). Для того, чтобы успешно решать эти задачи желательно наличие педагога – руководителя детского теа ...
Экспериментальная работа по обучению рассказыванию
Результаты констатирующего экспериментального исследования показали, что дети с ОНР III уровня способны к пересказу коротких текстов, составлению рассказов по сюжетным картинкам, к рассказыванию из личного опыта, к рассказыванию по данному началу, но все-таки это еще значительно отличается от связн ...