оформления самой мысли (как внешнего оформления, т.е. произношения, интонирования, так и внутреннего, структурного оформления мысли, т.е. лексического и логико-грамматического оформления);
оперирования языковыми средствами.
Эти действия должны быть доведены до определённого уровня совершенства, т.е. навыка, обеспечивающего направленность внимания человека в процессе речевой деятельности только на содержание высказываний. Языковая форма должна придаваться на уровне автоматизма. При этом иноязычные речевые навыки обучаемых в процессе их формирования должны обязательно соотноситься учителем с уровнем развития соответствующих навыков школьника на родном языке по своим количественным характеристикам. В качестве характеристик сформированного навыка выступают следующие внешние критерии: {LINKS}
правильность, или качественность навыков языкового и речевого оформления высказывания (отсутствие ошибок);
скорость выполнения отдельных операций или их последовательности;
Внутренними критериями сформированности речевых навыков служат:
отсутствие направленности сознания на форму выполнения действия;
отсутствие напряжения и быстрой утомляемости;
выпадение промежуточных операций, т.е. редуцированность действий.
Большое внимание в общей структуре учебной деятельности отводится действиям контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Исследователями этой проблемы было убедительно показано, что самоконтроль и оценка учителя способствуют формированию самооценивания. Для успешности этого процесса учителем должно быть учтено содержание оценивания, т.е. его способ, результат, участники этой ситуации, их отношение и форма оценивания.
Необходимо отметить, что учебную деятельность характеризуют и общие закономерности научения как процесса приобретения знаний и формирования способности их применения в различных ситуациях, в результате чего складывается индивидуальный опыт. Как известно, он формируется в процессе развития ребёнка в результате стихийного неуправляемого воздействия среды, но при этом эффективно и структурно формируется только в результате разнообразных целенаправленных, систематических упражнений. Упражнение – это многократное выполнение определённых действий, или видов деятельности, имеющее целью их усвоение, опирающееся на понимание этой цели и общей программы действия и сопровождающееся сознательным контролем и корректировкой. Эффективность научения в результате выполнения упражнений, как отмечается многими исследователями, определяется многими факторами, среди которых:
правильное распределение учителем упражнений во времени;
осмысление учащимися принципа, основного плана выполнения действий;
знание результатов выполненного действия;
влияние ранее усвоенных знаний и выработанных навыков на момент научения;
рациональное соотношение репродуктивности и продуктивности.
Естественно, что эффективность научения определяется совокупным действием всех этих факторов вместе взятых.
Всё рассмотренное выше показывает, что учебная деятельность представляет собой личностно обусловленное, активное, направленное на овладение обобщёнными способами действия взаимодействие ученика с другими учениками, с учителем – взаимодействие, которое должно управляться последним во всех звеньях этого процесса с разной мерой гибкости.
Великая педагогика:
Каким должен быть современный учебник
Современному учебнику как основному средству обучения учебнику должны быть присущи следующие функции: -информационная, -систематизирующая, -обучающая и контролирующая. Кроме того, ряд авторов выделяют воспитательную и развивающую функции учебника. Традиционно в отечественной дидактике принято счита ...
Описание содержания и методики проведения занятий по развитию экспрессивной
лексики детей старшего дошкольного возраста средствами народной сказки
Цель формирующего эксперимента разработать и апробировать программу использования народных сказок в развитии экспрессивной лексики. На формирующем этапе исследования была разработана лингводидактическая модель обогащения словарного запаса старших дошкольников экспрессивной лексикой, которая включал ...
Генезис отечественной социальной работы: исторически корни социальной
помощи
Понятие «социальная работа» – относится к новому времени. Оно раскрывает современное состояние процесса, который сегодня во многих странах мира определяется как помощь и взаимопомощь субъектов. Причем субъектом помощи может выступать как государство, отдельный общественный институт, институт социал ...