Исходя из данных таблицы можно сделать выводы:
Выводы об уровне развития экспериментальной группы: Высокий уровень (В) – 0 детей, Достаточный уровень (Д) – 3 ребенка (20%), Средний уровень (С) – 3 ребенка (20%) Низкий уровень (Н) – 8 детей (53,3%), стадия неопределенности (СН) – 1 ребенок (6,5%) {LINKS}
Выводы об уровне развития контрольной группы: Высокий уровень (В) – 0 детей, Достаточный уровень (Д) 2 ребенка (13,3%), Средний уровень (С) – 5 детей (33,3%), Низкий уровень (Н) – 6 детей (40,3%%), стадия неопределенности – СН 2 ребенка (13,3%)
Указанные показатели, представляют в большей мере качественную характеристику лексической стороны речи, выступили основой для выделения уровней развития экспрессивной лексики старших дошкольников.
По результатам выполнения указанных заданий были определены уровни употребления детьми экспрессивной лексики в связных высказываниях (в %), представленные на рисунках 2.3. и 2.4.
Рис. 2.3. Базовый уровень употребления экспрессивной лексики в связных высказываниях детьми экспериментальной группы
Рис. 2.4. Базовый уровень употребления экспрессивной лексики в связных высказываниях детьми контрольной группы
Анализ результатов констатирующего эксперимента показал недостаточный уровень развития экспрессивной речи старших дошкольников (как на уровне понимания, так и использование в речи тропов).
При этом, во время выполнения заданий в речи детей были зафиксированы такие недостатки:
– бедность словарного запаса;
– непонимание конотативного (дополнительного) значения слов в структуре художественного текста;
– преимущество общеупотребительной, бытовой лексики в речи.
В связи с этим, для обогащения словарного запаса дошкольников экспрессивной лексикой особенно важным является: создание условий (использование лексических, словарно-логических упражнений, речевых ситуаций) для постепенного перехода слов из пассивного в активный словарь; робота над точностью употребления слов в обозначении экспрессивности в разговорной речи.
Таким образом, завершив констатирующий этап эксперимента, мы подтвердили необходимость проведения методики обогащения словарного запаса старших дошкольников экспрессивной лексикой с использованием народных сказок.
Великая педагогика:
Учебник во времена Петра I
К началу XVIII века в политическом, экономическом и культурном развитии России произошли значительные сдвиги. Но все же наша страна отставала от западноевропейских государств, уже вступивших на путь капиталистического развития, в ней господствовало феодальное землевладение и очень слабо развивалось ...
Психолого-педагогические особенности развития речи детей
младшего дошкольного возраста
По мнению Д.Б. Эльконина дошкольный возраст 3-4 лет является периодом интенсивного психического развития. Особенности этого этапа проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразован ...
Использование метода информационно-компьютерных технологий на уроках искусства
Реализация компетентстного подхода к информационно-технологической подготовке педагога к уроку искусства требует осмысления на теоретическом и практическом уровне. Модернизация общего образования влечет за собой изменение требований к профессиональной деятельности учителя. Важным направлением модер ...