Выявление уровней развития экспрессивной лексики детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента

Педагогическая информация » Процесс обогащения экспрессивной лексики детей старшего дошкольного возраста » Выявление уровней развития экспрессивной лексики детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента

Страница 2

Достаточный уровень: высказывания отличаются четкой сюжетной линией, завершенностью, логичностью. Экспрессивные средства используются после непродолжительной паузы. В количественном соотношении лексическая выразительность достигает: эпитетов – 8–10, метафор – 6–7, сравнений – 5–6, гипербол – 3–4, литот – 4–5, синекдох – 3–4, повторов -10–12, стихотворных строк – 16–18 и т.п.), но употребление в разговорной речи некоторых из них (синекдох, литот) вызывает определенные трудности. Соотношение экспрессивной лексики к лексической массе языковой структуры сказочного текста составляет приблизительно 50,3%. Имеющиеся в речи типичные ошибки (нечеткость, непоследовательность изложения мыслей). В процессе пересказа сказки недостаточно используют специфические сказочные формулы, или перевирают их содержание. {LINKS}

Средний уровень: устная речь характеризуется неравномерностью. Дети употребляют ограниченное количество экспрессивных средств в разговорной речи – используют большей частью после напоминания (словесная инструкция, представленное начало). Лексическая наполняемость высказываний равняется 35–40% от общего лексического массива. Употребление экспрессивных средств в речи носит эпизодичный характер. В речи детей отсутствуют такие тропы, как синекдоха, литота). Фиксируются одиночные употребления в речи гиперболы – 1–2, метафоры – 3–4. Наиболее употребляемыми остаются эпитеты, повторы, сравнения, стихотворные строки. Тем не менее, обозначенные выше тропы употребляются в речи во время пересказа текстовых единиц по представленному началу, или после предыдущего напоминания. В речи дети почти не используют речевые обращения, которые имеются в сказочном тексте. Большей частью это касается зачинов, они выпадают из лексической структуры. У детей отсутствует понимание семантического значения экспрессивных единиц, они не могут объяснить дополнительное значение лексики, которая имеется в сказке.

Низкий уровень: Активный словарный запас детей равняется приблизительно 10–15% экспрессивной лексики, которую они используют лишь после предыдущей пропедевтической работы. Дети используют лишь одиночные элементы экспрессивности (эпитеты – 1–2, повторы – 3–4), стихотворные строки припоминают только с помощью воспитателя (отдельные слова). Использование в устных высказываниях эпитетов часто приводит к потере основной мысли сообщаемого. Типичные выражения в речи отсутствуют полностью. Дети не воспроизводят их в речи, даже, после напоминания.

Стадия неопределенности. Дети обозначенного уровня не смогли правильно выполнить ни одного задания, как при групповой, так и индивидуальной работе. У них отсутствует экспрессивная лексика, они не знают образных выражений и стихотворных строк знакомых сказок.

Как свидетельствует таблица, наибольшее количество воспроизводимой лексики представляла общеупотребительная. В приложении 2 показаны индивидуальные показатели по группам.

Таблица 2.7. Уровни развития экспрессивной речи старших дошкольников (констатирующий срез, в %)

Группы

Уровни

Высокий

Достаточный

Средний

Низкий

Стадия неопределенности

ЭГ

-

20

20

53,3

6,5

КГ

-

13,3

33,3

40,3

13,3

Страницы: 1 2 3

Великая педагогика:

Методы физического развития детей. Механизм влияния танцевальных упражнений на развитие детей
Любой двигательный акт, независимо от того, выполняется ли он под контролем сознания, по приходу высших отделов коры больший полушарий мозга или осуществляются по механизму безусловного рефлекса, так или иначе, сопровождается развертыванием физиологических механизмов и биологических процессов обесп ...

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по проблеме развития экспрессивной лексики детей средствами народной сказки
В конце эксперимента было проведено итоговое контрольное обследование детей. Цель обследования – выявить динамику эффективности проведенной работы по обогащению экспрессивной лексикой детей старшего дошкольного возраста в результате обучения на формирующем этапе эксперимента. Для обследования были ...

Универсальных учебных действий и инновационные технологии на уроках английского языка
Универсальные учебные действия - совокупность способов действий учащихся, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность. Безусловно, овладение учащимися универсальными учебными действиями происх ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru