Нет почти ни одной публикации, посвященной обучению моторным навыкам, в которой не упоминалось бы о роли и значении упражнений в приобретении и совершенствовании знаний о двигательных стереотипах. Часто упражнения рассматриваются как важнейший элемент, определяющий характер обучения двигательным навыкам. Уже само понятие «физические упражнения» говорит само за себя. Учитель физкультуры постоянно побуждает учеников делать упражнения, чтобы закрепить полученные навыки, умения и довести различные движения до совершенства. В известном смысле учитель физкультуры является руководителем упражнений. {LINKS}
Упражнения как составной элемент обучения направлены на развитие умений и навыков. Обучение, упражнение и умение образуют единое целое.
Если даже частые повторения определенных движений, характерные для упражнений, постороннему человеку, а иногда и самому спортсмену покажутся монотонными, если даже упражнения будут производить впечатление непедагогического дисциплинирующего средства, весьма похожего на муштру и дрессировку, подавляющего свободное проявление эмоций ученика, лишающего его радости от занятий спортом, все же нельзя отрицать, что в основе любой спортивной «удачи», любого «успеха» лежит тяжелое, утомительное упражнение. Упражнения и удача - отнюдь не взаимоисключающие понятия; часто между ними существует тесная связь. Так, например, Больнов полагает, что, может быть, «нет большего счастья, чем счастье полной победы», которой удалось добиться именно благодаря самоотверженным упражнениям.
Недооценивать или искаженно интерпретировать этот факт значило бы лишить игровую и спортивную двигательную активность главного. Однако этого не следует опасаться, ибо и педагогика спорта, и теория физического воспитания прекрасно понимают значение упражнений для занятий физкультурой и спортом; но, как это ни странно, в этих специальных областях также нет «дидактики физических упражнений». Отсутствие этого в общей теории игры и спорта Больнов воспринимал как недостаток.
Чтобы устранить это упущение, педагогике спорта неплохо было бы ознакомиться с исследованиями Больнова, в основе своей опирающимися на экзистенциально-антропологические идеи. В самом конце своей весьма интересной работы он излагает тринадцать тезисов о «дидактике физических упражнений», которые можно рассматривать как самые общие положения концепции спортивно-игровой дидактики. Приведем в заключение лишь два из этих тезисов: « .решающее значение имеет «дух», в котором осуществляется упражнение и который ведет к полному успеху .». И несколько позже, в седьмом тезисе, он констатирует: «Приобретенное в результате упражнений умение, безупречное и совершенное умение рождает чувство наивысшего удовлетворения, глубоко своеобразное чувство, не похожее на все прочие радостные ощущения».
Кто мог бы всерьез сомневаться в том, что включающая двигательное обучение «спортивно-игровая дидактика упражнений», которую еще надлежит создать, позволила бы осуществить верификацию гипотетических высказываний Больнова? И для сферы моторного обучения применима мысль о том, что упражнения не только способствуют достижению успеха в обучении, но и требуют «всего человека», его «внутреннего участия, духовной открытости и личностной раскованности».
Таким образом, физические упражнения - это учебные упражнения, благодаря которым ученик должен овладеть определенным комплексом движений. Это умение порождает в нем уверенность в своих силах, проявляющуюся в стабильности его спортивных результатов. Объяснение значения данного упражнения в комплексе тренировочного процесса позволяет формировать и развивать знания о структуре спортивной деятельности и её влиянии на здоровье спортсмена и дальнейшее развитие его профессиональных качеств.
Великая педагогика:
Функции и графики
Пусть даны две переменные х и у. Говорят, что переменная у является функцией от переменной х, если задана такая зависимость между этими переменными, которая позволяет для каждого, значения х однозначно определить значение у. Примеры функций: 1. y = kx+b. 2. у= |х|. 3. у = х2. 4. у= 1/х, х>0 5. у ...
Особенности музыкального развития дошкольников с нарушениями
речи
У дошкольников с нарушениями речи наблюдается некоторое снижение процессов восприятия и внимания к музыкальному звучанию. Дети с речевыми нарушениями медленнее, чем дети с нормальной речью, устанавливают связь между движением и изменением музыкального сигнала. Они часто продолжают двигаться и после ...
Технология проектного обучения иностранным языкам на старшей ступени
средней общеобразовательной школы
При описании методики использования проектного обучения ИЯ на старшей ступени обучения средней общеобразовательной школы необходимо рассмотреть конкретные обучающие действия учителя и учебные действия учеников в процессе проектной деятельности с учетом основных психолого-педагогических факторов и с ...