В данной главе мы рассмотрели множество подходов к пониманию сущности творческой активности школьников. Анализ педагогического опыта как в историко-педагогическом ракурсе, так и в рамках современности, позволил установить, что развитие творческой активности рассматривается как решительный шаг в преодолении пассивного и созерцательного характера школьного обучения, но при этом содержательный аспект активности трактуется неоднозначно, так как исследование творческой активности учащихся – проблема сложная и достаточно противоречивая. Сложность ее заключается в том, что она предполагает решение важнейших методических вопросов: природы, источников развития творческой активности, соотношения в этом процессе объективного и субъективного, индивидуального и общественного. Главная сложность проблемы состоит также в том, что предметом здесь выступает явление, внутренняя сущность которого недоступна для прямого, непосредственного исследования. Поэтому удалось обнаружить, что, при многовековой истории изучения, творческая активность остается недостаточно исследованной. {LINKS}
В рамках данной выпускной квалификационной работы мы придерживаемся следующего определения творческой активности: это субъективная сторона учебного труда школьников, отражение потребностей, интересов, склонностей, способностей к учению, волевых усилий, эмоционального отношения. Системообразующим элементом творческой активности является мотивационно-потребностное ядро личности учащегося.
В результате проведённого теоретического анализа нами были выделены следующие основные компоненты творческой активности учащихся:
- потребности, интересы, склонности к творческой деятельности;
- преобразующее отношение к изучаемым предметам, явлениям;
- готовность к преобразующей деятельности;
- эвристический потенциал;
- сама преобразующая деятельность.
Теоретически обоснован комплекс психолого-педагогических условий эффективного развития творческой активности подростков:
создание благоприятного психологического климата и ситуаций успеха в рамках учебно-воспитательного процесса;
применение в процессе обучения эвристических методов решения творческих задач: «мозговая атака», метод эвристических вопросов, метод личной аналогии, метод организованных стратегий;
использование программы «Развитие творческой активности», предполагающей применение различных форм и методов педагогического взаимодействия: тренинговые занятия, практические занятия, групповые дискуссии, игры, упражнения, рассказ, беседа, рефлексия эмоций и чувств и др.
Великая педагогика:
Задачи, формы и методы формирования сенсорного опыта у детей дошкольного
возраста
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные отечественными психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в I классе), связана с недостаточной точно ...
Этнический характер совершенного человека
В устном творчестве всех народов герои характеризуются многими чертами, которые свидетельствуют о богатстве человеческой натуры. Даже если о том или ином положительном персонаже говорится только одним или двумя словами, то эти слова оказываются столь емкими, что в них отражается весь спектр характе ...
Содержание понятия детского творчества
В наше время России нужны люди, способные нестандартно, то есть творчески мыслить. К сожалению, современное обучение сохраняет нетворческий подход к усвоению изучаемого материала. Очень часто дети просто запоминают и воспроизводят информацию на основе типовых способов решения заданий. Однообразное ...